Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

/upload/iblock/028/0283064526812326ed1f0867b7ad5655.jpg
Фото: Barry Peters/Flickr.com
/upload/iblock/a1e/a1e5ce488ab5536e52e5fbbc78efcb40.jpg
Фото: flowcomm/Flickr.com
Численность леопардов по всему миру сокращается; все меньше остается и территорий, где можно встретить это грациозное животное. Ученые представили цифры, свидетельствующие о критическом статусе мировой популяции хищника.
Леопард (Panthera pardus) в XX веке был внесен в Красную книгу МСОП, в Красную книгу России и охранные документы ряда других государств. Однако во многих странах Африки относительно высокая численность леопардов позволяет выделять ежегодно квоту на их добычу. Биологи из университетского колледжа Лондона, проведя новое исследование, призывают прекратить эту практику и предпринять срочные меры по сохранению мировой популяции леопардов. Результаты научной работы опубликованы в журнале PeerJ. Биологи проанализировали более 1300 документов, в которых свыше 6000 раз упоминались леопарды всех видов и подвидов, обитавшие в 2500 местах по всему миру. Исторический охват данных составил около 265 лет. Ученые также совершили несколько экспедиций в те регионы Африки и Азии, где, как принято считать, можно встретить этих животных. Итоги оказались неутешительны: современный ареал леопардов составляет 25-37% по сравнению с 1750 годом. Наибольшие потери хищники понесли на севере Китая, в Марокко, Алжире, Египте и на острове Ява: доступная для них территория сократилась там на 98-99%. Соответственно, изоляция и ограниченная территория уменьшают объем доступной пищи, а также приводят к межвидовому скрещиванию, что ослабляет популяцию. Таким образом, наряду с исчезновением привычных мест обитания, уменьшается и численность этого вида животных. В Индии, Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Африке ситуация лучше, но также приближается к критической: здесь ареал сократился на 60-70%. Вторым по значимости угрожающим фактором является браконьерство. Биологи предупреждают, что с учетом тенденции уже в ближайшем будущем леопарды станут не просто редким, но исчезающим видом по всей планете. В наши дни лишь 17% из числа современных леопардов находятся под защитой: они обитают в национальных парках тех стран, где уделяется серьезное внимание охране природы. В числе наиболее благополучных территорий – Кавказ и Приамурье. Узнайте, сколько амурских леопардов живет на Земле.

В Сочинском национальном парке родились леопарды