Экспедиция «9 легенд Русского Севера»
Природа

Армения – страна аистов

Тат Гаспарян
05 сентября 2013
/upload/iblock/707/707477dfe7c8b406f9814b8529f4aa2c.jpg
Самцы и самки белого аиста (Ciconia ciconia) похожи по окраске перьев. Размах их крыльев достигает 2,15 метра, а продолжительность жизни - 20 лет.
/upload/iblock/f52/f520616399a36edd59632eb4408bdaa4.jpg
Фото: Валерий Притченко
Значительная часть Европы и Западной Азии, а также Центральная Азия – область гнездования белого аиста, а зимуют эти птицы, как правило, в странах Африки, к югу от Сахары, и в Индии. С недавних пор к этому списку добавилась и Армения.
Аисты прижились в деревне Суренаван и вот уже несколько лет обитают там круглый год. Туристы со всего мира кроме известных всем чудес Армении – доисторического памятника Карахундж, или армянского Стонхенджа, как прозвали эту обсерваторию журналисты, и самой длинной в мире канатной дороги, ведущей к монастырю Татев, – обязательно посещают маленькую, казалось бы ничем непримечательную, деревню в Араратской области. Суренаван, как и сотни других армянских сел, почти полностью окружена горами, здесь повсюду цветут дикие маки, журчит родниковая вода… А еще именно в этой деревушке поселились четыре десятка пар аистов! Почти у каждого дома живет пернатое семейство. Птицы спокойно чувствуют себя в окружении шумных детей и грохочущих машин. Гнездятся здесь белые аисты на бетонных опорах линий электропередачи. Жители Суренавана очень рады приятному и знаковому соседству. Само слово «арагиль», как здесь называют аистов, в переводе с армянского означает «спутник Бога». Люди всегда почитали аистов как символ новой жизни, ведь обычно они появляются весной, а улетают осенью. Армения – перекрестье на маршруте миграции перелетных птиц, но в Суренаване белые аисты все чаще остаются круглый год, к радости местных жителей.

Азербайджанские ночи: восход и заход Луны