Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Атлантические моллюски погибают от рака

Наталья Иншакова
15 апреля 2015
/upload/iblock/a06/a0626dcb6bddfbd0680f0d94d7cfca4b.jpg
Фото: Flickr/S. Rae.
Ученые из нью-йоркского университета Колумбии выяснили, что целая популяция двустворчатых моллюсков, обитающая у берегов Северной Америки, медленно умирает от заразной формы лейкемии. Передача раковых клеток от одного живого существа к другому – уникальный случай в природе.
Еще в 70-е годы исследователи обратили внимание на то, что колония двустворчатых моллюсков, живущая у восточного побережья США и Канады, постепенно умирает от странной болезни, напоминающей лейкемию. Теперь нью-йоркские ученые выяснили, что моллюсков действительно убивает рак – и более того, он заразен. Загадочная болезнь вызывает у моллюсков стремительный рост аномальных иммунных клеток в гемолимфе - жидкости, заменяющей беспозвоночным кровь. В результате цвет гемолимфы меняется с бесцветного на молочно-белый. Зараженные моллюски умирают через несколько недель или месяцев. Для того, чтобы изучить природу этой болезни, ученые собрали образцы моллюсков из трех локаций – Нью-Йорка, Мэна и канадского острова Принца Эдварда. Затем они проанализировали геномы раковых клеток каждого из моллюсков и выяснили, что они абсолютно идентичны, словно клонированы. При этом они не совпадают с собственным геномом зараженных беспозвоночных. Как правило, раковые опухоли состоят из переродившихся клеток самого организма, но в этом случае явно были занесены извне. Вероятнее всего, лейкемия распространилась от одного - единственного моллюска десятки лет назад. Раковые клетки успешно выжили и размножились в морской воде, а затем отправились на поиски новых хозяев. Горизонтальная передача онкологических заболеваний среди животных встречается очень редко. Хорошо изучены только два примера: венерическая саркома у собак и редкий вирусный рак тасманских дьяволов, который передается через укусы. Читайте другие наши статьи про моллюсков - об одном из самых красивых и опасных моллюсков, а также про моллюсков, которые питаются солнцем.