Журнал №192, сентябрь 2019

Атлантические тупики

Текст: Том О’Нил Фотографии: Дэнни Грин
10 июля 2014
/upload/iblock/abe/abeed5f2bbdfc7a3281fa83f9b995b6a.jpg
Птица обозревает свои владения в резервате Херманесс на Шетландских островах. Тупики роют норы у края скал, чтобы сократить путь до моря и не дать чайкам и другим морским птицам украсть по дороге еду.
/upload/iblock/0af/0af3b84f7205a3af7de57e949ed29c98.jpg
Ухаживая друг за другом, тупики трутся и стукаются клювами, словно целуясь. Эта взрослая пара на острове Скомер в Уэльсе демонстрирует украшения брачного периода: рифленые оранжевые клювы и яркие ободки вокруг глаз.
/upload/iblock/295/295451f2e09d7862d90ebdd1df09a1b8.jpg
Тупик набрал охапку сухих стебельков и свежей травы, чтобы выстелить свое гнездо. «Они собирают материал с энтузиазмом, – говорит Майк Харрис. – Особо ценятся перья, морские водоросли, кусочки ниток и бумаги».
/upload/iblock/240/240df9b7cff30d17a1b1148dbc30f044.jpg
Остров Скомер: тупики хлопают крыльями и разевают клювы, выясняя отношения. Большинство драк затевается в борьбе за владение норой, но клевок-другой обычно разрешает конфликт.
/upload/iblock/5f8/5f8dec97ed476221d60053c53cf37256.jpg
С апреля по август тупики оккупируют затянутые туманом холмы резервата Херманесс. Многие возвращаются к прежнему партнеру и норе. Чем тупики занимаются зимой? Это остается загадкой.
/upload/iblock/5aa/5aa7fe550ab6496a8ef42eff93c4a7cd.jpg
Заходящий на посадку тупик на островах Трешниш в Шотландии несет еду птенцу. Родители летают за пропитанием от трех до одиннадцати раз в день; каждая птица может принести в клюве больше 20 рыбешек.
/upload/iblock/2d8/2d8b1d69dab15ef78c98209f836ecb99.jpg
Выглядывающий из норы тупик сорвал цветок, чтобы украсить свой временный дом на острове Скомер, где обитает шесть тысяч пар. Норы обычно роются не меньше метра длиной, чтобы яйца и птенцы были в безопасности. Малыши редко попадаются людям на глаза, так как проводят в укрытии около шести недель, пока не покинут его однажды ночью.
Фото: Дэнни Грин
На несколько месяцев атлантические тупики просто исчезают. Но, возвращаясь, эти бесстрашные морские птицы, похожие на клоунов, согревают душу многим любителям природы.
Самый маленький из четырех видов тупиков в начале апреля массово прилетает гнездиться на скалистые берега и острова Великобритании – чем более глухие, безлюдные и труднодостижимые, тем лучше. Никто точно не знает, как и где Fratercula arctica («арктический монашек» – так птицу прозвали за темный капюшон, похожий на монашеское одеяние) проводит остальную часть года. Тупики летают, кормятся и покачиваются на волнах где-то в бескрайних северных морях, практически никогда не попадаясь людям на глаза. Но весной наступает время карнавала. Размножение для этих птиц – единственная причина, ради которой стоит вернуться на землю. Они начинают активно общаться, ухаживать, спариваться, драться. Размеры колоний могут меняться от нескольких пар на острове Мэн до десятков тысяч в Исландии. Запечатленные на фотографиях Дэнни Грина Британские острова привлекают примерно десятую часть всех тупиков, чья численность оценивается где-то в 20 миллионов.
На Британских островах на атлантических тупиков не охотятся уже сотню лет, и они подпускают к себе людей, совсем как ручные.
К брачному сезону тупики принаряжаются. Их клювы становятся ярче, черные перья на щеках сменяются белыми, а вокруг глаз появляется «подводка», достойная актеров театра Кабуки. После спаривания – зачастую с тем же партнером, что и в предыдущие годы, – тупики с помощью мощных клювов и перепончатых лап роют в мягкой земле норы. (Гнездятся птицы и в крупнокаменистых россыпях.) Самка откладывает одно яйцо, которое согревают оба родителя по очереди. Кормят малыша тоже вместе, правда, мать чаще летает за едой, принося рыбу в клюве и стараясь уворачиваться от таких воздушных пиратов, как чайки и поморники. В отличие от колоний кайр, часто переполненных, шумных и голодных, поселения тупиков тихие и мирные. На Британских островах на этих птиц не охотятся уже сотню лет, и они подпускают к себе людей, совсем как ручные. Айэн Моррисон, который 42 года возит любителей птиц на шотландские острова Трешниш, замечает: «Общение с тупиками делает людей счастливыми. Я называю это тупиковой терапией». Между тем орнитологи начинают волноваться. Последние десять лет большинство популяций сокращалось. В некоторых колониях Исландии, Норвегии и, вероятно, на Шетландских островах в Шотландии практически не было птенцов. Излюбленная рыба тупиков – песчанка, шпрот, сельдь – встречается все реже и даже становится мельче. Похоже, повышение температуры океана разрушает пищевую цепочку. Майк Харрис, который изучает птиц на шотландском острове Мэй, говорит прямо: «Тупикам стало сложно выращивать птенцов». «Эти птицы, – рассказывает он, – живут до 30 лет и, как все долгожители, могут позволить себе пропустить несколько брачных сезонов до тех пор, пока условия не улучшатся. Но текущая череда неудач скажется на всей популяции». В то же время кое-где появился повод для радости – например, на острове Скомер в Уэльсе. По непонятным причинам численность тупиков здесь увеличивается, а гнезда полны. В августе птенцы уверенно отправляются к морю, вразвалку ковыляя вниз по крутым склонам навстречу многим холодным месяцам, которые им придется пережить самостоятельно. Они знают дорогу назад. Ведь если вы – тупик, как же вы можете пропустить весеннюю вечеринку?