Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Австралийские сомы начали питаться мышами

07 сентября 2016
/upload/iblock/bd8/bd83a360cc25349fd9c79ef43c37a9fe.jpg
Фото: Michael Bentley/Flickr.com
/upload/iblock/c89/c898b1e1c63edd4edd7dd73d77e5e756.jpg
Северная тушканчиковая мышь
Фото: Dcoetzee/Flickr.com
/upload/iblock/1ca/1ca56486e0681dee20cd688584b587fa.jpg
Фото: Murdoch University
Австралийские ученые дополнили научное знание об отряде сомообразных рыб: оказалось, что их рацион включает не только растения, рачков или насекомых.
Открытие совершили специалисты из Университета Мердока (город Перт), о его результатах рассказано в журнале Journal of Arid Environments. Объектом изучения были сомы вида Neoarius graeffei, обитающие в акватории северного и западного побережья Австралии. Эти рыбы вырастают в среднем до 60 см; питаются они членистоногими, водными растениями, моллюсками, креветками, ракообразными, мелкими рыбами и донными отложениями. В сезон дождей им также становятся доступны фрукты и насекомые.
/upload/iblock/fce/fcec426d513b7728dc03e59779c005cd.jpg
Murdoch University Сом Neoarius graeffei
Исследуя содержимое желудков сомов, которые обитают в реке Ашбертон (Ashburton), протекающей в засушливой местности, биологи почти в половине случаев (44%) обнаружили там остатки мышей, переваренных в разной степени. При этом грызуны занимали до 95% объема желудка рыбы. По результатам анализа выяснилось, что жертвами сомов стали северные тушканчиковые мыши (Notomys alexis) – эндемики Австралии. Эти животные размером около 10 см создают по берегам рек систему нор, объединенных туннелями. По мнению ученых, во время подъема уровня воды в реке туннели оказываются затоплены, и мыши поступают в распоряжение хищных рыб. Биологи отмечают, что это открытие важно для изучения экосистем Австралии: оно демонстрирует корреляцию между изменением климата и поведением животных. На Австралию в последнее время обрушивается все больше проливных дождей, и реки выходят из берегов даже там, где этого никогда ранее не происходило. Мыши, эволюционно разработавшие систему «безопасных жилищ» в засушливой местности, оказались не готовы к таким изменениям, зато сомы, которым добыча теперь прямо падает в рот, больше не занимаются охотой. Узнайте, как по вине человека меняются базовые инстинкты животных.