Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Айлот, или кротовая ящерица

03 июля 2017
/upload/iblock/550/550d671a7f42a499ee9a615b7e142e8a.jpg
/upload/iblock/954/954139cfdd9ebcc72a5e100d19a86e60.jpg
/upload/iblock/96d/96d9473b6f8a4b9aa2bde8b0ff4dc3b1.jpg
Фото: marlin harms/Wikipedia
/upload/iblock/561/56187020e96f88379cfc12e23d037ac4.jpg
Фото: HerpersTV/YouTube
На Калифорнийском полуострове в Мексике обитает редкое пресмыкающееся – айлот, или мексиканская кротовая ящерица. На ящериц она совсем не похожа: внешне айлот напоминает змею или червяка.
Мексиканская кротовая ящерица (лат. Bipes biporus) относится к группе пресмыкающихся двуходки (лат. Amphisbaenia), но ее отличительной чертой является наличие развитых конечностей. Обитает эта рептилия в песчаных пустынных почвах Калифорнийского полуострова, расчищая ходы своими лапками в сочетании с таранящими движениями головы. Местные жители называют животное айлотом и верят, что оно может заползти внутрь человека. Однако документальных свидетельств подобного вторжения не существует; более того, даже увидеть айлота удается крайне редко. Большую часть своей жизни он проводит под землей, где питается насекомыми и термитами. Недавно биологам из Калифорнийского университета удалось снять кротовую ящерицу на видео, притом произошло это случайно. Молодые ученые просто установили в разных местах несколько камер; в задачу входила фиксация представителей фауны мексиканского штата Южная Нижняя Калифорния. Биологи не рассчитывали, что айлот станет одним из героев видео. В 1980-х годах герпетологи собрались специально исследовать этих пресмыкающихся, но из более чем 2000 собранных особей только три было обнаружено на поверхности: все остальные вели свой привычный подземный образ жизни. Посмотрите, как ящерица пугает врага.

Хоботный анолис: ящерица-Пиноккио