National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Природа

Бабочка пьет птичьи слезы: редкое видео

25 сентября 2018
/upload/iblock/dea/deaca3ccee508cd49780f1fbfd3c38d9.jpg
Фото: Science Magazine/YouTube
/upload/iblock/a60/a6028043af6c842be62432ec36e576b6.jpg
Фото: Science Magazine/YouTube
Некоторые насекомые добывают воду и химические элементы из слезной жидкости позвоночных – в основном, рептилий. Недавно появились свидетельства того, как бабочка использует для этого птицу.
Бразильский биолог Леандро де Лима Мораес (Leandro de Lima Moraes) занимается изучением тропических насекомых. Ночью в окрестностях реки Солимойнс (участок Амазонки) он понаблюдал на необычной трапезой бабочек Gorgone macarea – и даже снял одну из них на видео.

В течение ночи ему удалось увидеть двух особей G.macarea: каждая из этих бабочек направляла хоботок к глазу и пила из него слезную жидкость. Интересно, что «жертвами» обеих бабочек стали птицы одного вида – ручьевые муравьянки Hypocnemoides melanopogon. При этом птиц подобное вторжение не тревожило: возможно потому, что по ночам они способны впадать в оцепенение.

Само по себе явление лакрифагии (питание выделениями из глаз) известно: некоторые виды чешуекрылых тоже пьют слезы, но в качестве поставщика минералов и витаминов они выбирают черепах или крокодилов. Науке было известно только два вида бабочек, которые питались на птицах: мадагаскарская Hemiceratoides hieroglyphica и южноамериканская Azeta melanea, a потому наблюдения Леандро Мораеса особенно ценны.

Узнайте, зачем крокодилы плачут.