Журнал №193, октябрь 2019

Фото: Leigh Calvez/Wikipedia
/upload/iblock/bda/bdab5db81d1ee23a4418cde5d71d0d0a.jpg
Особая форма спинного плавника Бабули
Фото: Monika Wieland (OrcaWatcher)/Wikipedia
Старейшая на планете косатка недавно снова показалась на глаза человека. Рекордсмен по кличке Бабуля живет уже более 105 лет при том, что обычно возраст косаток редко переваливает за 80.
У северо-западного побережья штата Вашингтон, в акватории острова Сан-Хуан (San Juan Island) на прошлой неделе была замечена косатка по кличке Бабуля (Granny). Она знаменита тем, что смогла побить все рекорды долголетия для своего вида: средняя продолжительность жизни у самцов косаток достигает 50 лет, а самки доживают до 80-90 лет максимум. О существовании Бабули люди узнали в 1967 году: ее поймали для того, чтобы отправить в парк развлечений, но она оказалась для этого слишком стара. Специалисты установили, что косатка родилась около 1911 года, и 56-летнее животное отпустили на свободу, присвоив ей имя J2. Буква J относит косатку к группе этих млекопитающих, живущих в северо-западной части североамериканской части Тихого океана. Это крайне малочисленная группа, и она занесена в Красную книгу США. Идут годы, но Бабуля продолжает свой жизненный цикл. Благодаря уникальной форме спинного плавника узнать ее издалека не составляет труда, поэтому время от времени появляются сообщения о встрече с легендарной долгожительницей в самых разных местах, от Калифорнии до Канады. По наблюдениям ученых, вместе с Бабулей нередко плавает ее потомство: дети, внуки и даже правнуки. В среднем косатки проплывают 116 км в сутки. Биологи говорят, что за свою столетнюю жизнь Бабуля преодолела путь, равный ста кругосветным путешествиям. Для того, чтобы проиллюстрировать масштаб долголетия наглядно, они также напоминают, что косатка появилась на свет незадолго до крушения Титаника или за несколько лет до начала Первой мировой войны. Поскольку чаще всего Бабулю видят в районе округа Сан-Хуан, одно из местных поселений назначило знаменитую косатку своим почетным мэром. От ее имени в газете ведутся шуточные публикации. Например, в одном из интервью на просьбу корреспондента прокомментировать ситуацию с миграцией, косатка рассказывает о важности миграции рыб и призывает «сломать барьеры на пути их движения». Узнайте, почему косаток нельзя держать в неволе.