Природа

Бактерии голодали тысячу дней и выжили

National Geographic Россия
24 августа 2021
0001.jpg
Фото: pxfuel.com
Им хоть бы хны!

Ученые из Университета Индианы провели исследование, чтобы проверить жизнеспособность около сотни разных популяций бактерий, представляющих 21 различный таксон. Их поместили в закрытую среду без каких-либо источников пищи на тысячу дней.

Как выяснили исследователи, популяции бактерий поначалу сокращались, но почти все они пережили тысячу дней голодания практически без изменений. Некоторые группы даже стабилизировались со временем – их популяция практически не изменилась после первых нескольких сотен дней.

Часто голодные бактерии замедляли свои биологические процессы, и это означало, что им для жизни требовалось меньше энергии. Некоторые превратились в споры, почти инертную форму жизни, для поддержания которой требуется невероятно мало энергии. Другие бактерии обратились к каннибализму, питаясь своими товарищами, которые не пережили голода.

Хотя эксперимент длился всего 1000 дней, команда оценила скорость сокращения этих популяций за это время, чтобы понять, как долго они теоретически могут выжить. Они пришли к выводу, что самые выносливые группы бактерий могли бы прожить до 100 000 лет и более!

«Хотя бактерии обладают способностью воспроизводиться в масштабе времени от минут до часов, мы прогнозируем, что популяции могут сохраняться от сотен до тысяч лет», – авторы исследования.

Реальные доказательства такого долголетия уже существуют. Ранее ученые находили и оживляли нетронутые бактерии в изолированных средах, таких как отложения кристаллизованной соли или вечная мерзлота. Заявленный возраст таких древних бактерий колеблется от 120 000 до более 200 миллионов лет. В прошлом году японские ученые заявили, что они воскресили бактерии из глубоко захороненных образцов донных отложений, возраст которых насчитывал около сотни миллионов лет.

«Более широкий вопрос о том, как бактерии выживают в течение длительных периодов, имеет отношение к пониманию хронических инфекций у людей и других «хозяев» бактерий и связан с тем, как некоторые патогены переносят лекарства типа антибиотиков», – отмечает соавтор исследования Джей Леннон.

Бактерии против антибиотиков: почитайте о гонке вооружений, которую мы проигрываем.