Журнал №192, сентябрь 2019

Белухи: северные русалки

Текст: Анастасия Корф
31 октября 2011
/upload/iblock/4b6/4b64158535e0a98808116811df8e3fcf.jpg
Белушонок лежит на хвосте у мамы – он еще слишком мал, чтобы плавать в одиночку. Для безопасности пару сопровождают «тетки» – родственные матери самки.
Фото: Ольга Шпак
/upload/iblock/c3a/c3ac968911cce406510789e4cb01512d.jpg
Умные и добрые белые киты – белухи – замечательные помощники человека: они помогают искать затонувшие корабли и доставляют оборудование водолазам.
Фото: Виктор Лягушкин
/upload/iblock/549/54987140bafc780e623cb4fdbed32663.jpg
Белухи являются индикаторами морских и арктических экосистем: изучая состояние здоровья белых китов, зоологи могут определить чистоту воды и всех живых существ в океане.
Фото: Виктор Лягушкин
Зоолог Денис Иванов честно старается припомнить мифы и легенды с участием небольшого белого кита: «Колоритных легенд я не знаю – слышал только, что основатель Соловецкого монастыря святой Зосима приплыл на острова верхом на белухе». Или дельфине: белуху можно называть по-разному.
У северных народов есть поверье, будто моряки, волею жестокой судьбы годами не ступающие на землю, в помешательстве принимали белух за прекрасных обнаженных девушек. Так белухи, согласно преданью, спровоцировали появление мифа о русалках, которых вовсе никогда и не было. Ученые из Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН знают, что на русалок белухи нисколько не похожи. Каждый год сотрудники института изучают поведение и ареал этих морских млекопитающих в рамках программы «Белуха – Белый кит».
Дельфиний язык отлично передает все существующие эмоции: радость, гнев, печаль, азарт... Китам не чужда даже обыкновенная «болтовня» без темы.
Начнем с того, что белуха – это не миниатюрная русалка, а крупное животное: его масса составляет полторы тонны, а длина тела – от трех до шести метров. Даже новорожденные белушата весят в среднем 50 килограммов. Половина массы кита приходится на жир: массовая доля жира в организме белухи варьирует с возрастом от 42 до 48 процентов. Для сравнения: у человека такое содержание жира в организме означает глубокое ожирение, норма – 25–28 процентов. «Все белухи упитанны: жир образует каркас тела, делает его упругим, – говорит морской зоолог и соруководитель программы Дмитрий Глазов. – Из жира состоит шаровидный выступ на лбу белух – мелон. Обычно люди думают, что у дельфинов такой череп – с большим круглым лбом, но это только жировая подушка». Жировая подушка на лбу нужна белухам не для красоты: мелон связан с мышцами и регулирует направление коммуникационных и эхолокационных сигналов. У белых китов есть свой язык, богатый и сложный, правда, плохо понятный человеку. Общение китов между собой не уступает человеческому: белухи умеют согласовывать свои действия без зрительного контакта, находясь на расстоянии в сотни километров друг от друга. Дельфиний язык отлично передает все существующие эмоции: радость, гнев, печаль, азарт, беспокойство и другие. Китам не чужда даже обыкновенная «болтовня» без темы. Общество белух четко разделено по половому признаку: самки с детенышами объединяются в большие оседлые скопления до тысячи особей, а самцы образуют отдельные группировки. Белухи никогда не создают семьи. Самцы внедряются в стада самок только в период спаривания, после чего продолжают свободное плавание. Выбор партнера для спаривания происходит вполне осмысленно. Главный критерий привлекательности – голос, а точнее, вокальный репертуар. Чем сильнее различаются частоты сигналов самца и самки, тем больше особи симпатизируют друг другу. Такой механизм предотвращает кровосмешение и возможность рождения больных детенышей: у родственников акустический рисунок одинаков. Что ж: принц влюбился в русалочку за ее прекрасный голос – самцы белух выбирают себе самок с подходящими звуковыми сигналами. Если бы злая морская ведьма могла отобрать голос у белухи, то белуха погибла бы, как и русалочка, от безответной любви, или от невозможности привлечь самца и оставить потомство.
Конечно, здоровую мужскую конкуренцию никто не отменял: перед выбором самок самцы белых китов вступают в битву за право первенства. «Один из элементов агонистических взаимоотношений – бодание, когда две и более особи упираются друг в друга мелонами, – рассказывает сотрудник Института океанологии РАН зоолог Вера Краснова. – В таком взаимодействии участвуют пять-семь особей, образуя так называемые звездочки». Когда самец выбрал мать своих будущих детей, он начинает ухаживание: контакты плавниками, перекрестное и параллельное плавание. Но вот спаривание состоялось, и самка остается одна. Ей предстоит довольно долгая беременность – 14–16 месяцев – и сложные роды. Белушата рождаются серыми или баклажановыми, через несколько дней чернеют, а затем, по мере взросления, постепенно светлеют. Новорожденный слаб и беззащитен, мать не отпускает малыша от себя больше чем на два метра. Но самке нужно добывать пищу. В женских стадах этот вопрос продуман и цивилизованно решен: ученые зафиксировали в группировках белых китов уникальные «детские сады». Группа серых малышей – сеголеток – остается под опекой молодых особей на два-три часа, пока взрослые самки ловят рыбу. В таком детском саду белушатам есть чем заняться. Чаще всего детеныши играют в догонялки на большой скорости. Вера Краснова, как и другие исследователи Института океанологии, наблюдала игры, в которых участвовали по два-четыре белушонка. Зрелище это забавное. «Догнав одного, детеныши разворачиваются и устремляются к следующему сеголетке; часто они плывут на боку или животом вверх», – улыбается Вера. Когда детеныш встречает другого серого или черного малыша, он приветствует ровесника серией быстрых кивков. Иногда животные высовывают голову и шлепают подбородком по воде: мол, рад тебя видеть. Игры также включают касания брюхами, притапливание, броски бревен и невысокие прыжки из воды с падением на брюхо. Иногда и матери играют в догонялки со своими белушатами. Женская солидарность и взаимовыручка среди самок белух – альтернатива детским садам. Мать и дитя часто сопровождает «тетка» – родственная матери самка, у которой еще нет детенышей. При появлении опасности, например при приближении агрессивного самца, «тетка» не покидает мать и белушонка ни на секунду. Один из стратегических приемов, используемых белухами в охоте, называется «карусель». Вера Краснова не раз наблюдала такую охоту: «Группа из шести-восьми особей движется по кругу диаметром 30–50 метров. Нередко белухи образуют два круга, чтобы рыба не могла уйти от преследователей. Поочередно каждое животное группы погружается в центр карусели и вылавливает рыбу. Иногда белуха полностью выпрыгивает из воды и падает в центр карусели, оглушая добычу. Охота продолжается минут пять-десять». Когда белухи чувствуют опасность, они залегают на дно. Алеутские охотники могут безошибочно определять местонахождение затаившейся белухи. Подставив к воде специальную трубочку, охотник слушает сигналы животного и дает команду закидывать сеть. Долго пролежать под водой кит не сможет: белухи задерживают дыхание в среднем на 20 минут. Это гораздо меньше дыхательной паузы кашалотов (два часа), но больше скромных способностей человека. Жители побережий северных морей охотятся на белух прежде всего – как это ни странно, – чтобы кормить ездовых собак. «Мясо белых китов невкусное, с запашком – его надо уметь готовить, ведь киты питаются исключительно рыбой. Это мясо по душе только непритязательным алеутам», – рассказывает Дмитрий Глазов. Сон белух очень крепок. Ни многочисленные толчки других китов, ни шлепки хвостами не могут пробудить животное. У китов есть только одно средство побудки: выпрыгнуть на три-четыре метра вверх и обрушить на голову спящего поток воды. Холодный душ – первоклассное средство для пробуждения, что у людей, что у китов. В целом, у белух и у людей много общего. И это одна из причин активного изучения популяций белых китов.