National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Биологическая аномалия: двухголовая летучая мышь

02 августа 2017
/upload/iblock/2fe/2fe92ae7565be84e4a8290296441db6a.jpg
Фото: Dr. Nadja L. Pinheiro/LiveScience
/upload/iblock/7fe/7fe238ada0169f07dbf7ede558281509.jpg
Фото: Laboratório de Radiografias, Divisão de Vertebrados, Museu Nacional/LiveScience
Редкий экземпляр двухголовой летучей мыши позволил ученым лучше понять природу этой аномалии.
За всю историю изучения летучих мышей биологам лишь три раза попадались особи с двумя головами: в 1969 году в Канаде, в 2001 году в Бразилии и в 2015-м – в Белизе.

В дикой природе нередко встречаются животные с отклонениями в виде лишних ушей, ног и других частей тела. Однако они не являются мутантами, чей организм во время своего формирования отрастил ненужный орган: такое нарушение становится следствием неправильного развития однояйцевых близнецов. Эта же причина, как установили биологи из университета Рио-де-Жанейро, объясняет «двухголовость» найденной в Бразилии летучей мыши фруктоядный листонос (Artibeus obscurus): на эмбриональной стадии организмы близнецов не смогли разделиться. Эта мышь была найдена вместе с плацентой, что говорит о ее смерти в первые минуты после появления на свет. В любом случае будущего у нее не было: «лишний груз» не позволил бы ей летать.

Изучая останки животного с помощью рентгена, ученые установили, что сверху и до уровня грудной клетки «половинки» летучей мыши независимы: помимо двух голов, у нее имелось два сердца, а также рудиментарная третья рука. Слияние начиналось в нижнем отделе позвоночника.

Ученые надеются, что исследование таких образцов поможет понять, что приводит к появлению аналогичных проблем развития и у человека. Узнайте про самые странные эксперименты с эмбрионами животных.