Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Птицы

Ассоциация и память: как работает мозг вороны

National Geographic Россия
01 декабря 2015
/upload/iblock/f32/f32e4d9e850e33e54819a77924c2d163.jpg
Фото: Tony Hisgett/Flickr.com
/upload/iblock/391/391a34c12b10dcb37ce11bf5663b5852.jpg
Фото: commons.wikimedia.org
/upload/iblock/44e/44ea06dee8fbb9ecdcf821ba22e56ebd.jpg
Фото: Miltos Gikas/Flickr.com
Исследователи из Университета Эберхарда и Карла в немецком городе Тюбингене выяснили, каким образом вороны способны связывать одно явление с другим и что происходит в этот момент в мозге птицы. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).
В исследовании приняли участие две черные вороны (Corvus corone), которым показывали картинки с птицами и цветами. При появлении изображения птицы ворона должна была клюнуть красный квадрат, а в случае с цветком - синий. Методом проб и ошибок птицы пытались понять, к какой группе относится та или иная картинка. За каждый правильный ответ вороны получали вознаграждение, поэтому они смогли быстро выстроить ассоциативный ряд для каждой картинки. В ходе этого эксперимента исследователи регистрировали активность нейронов в области мозга, которая отвечает за способность к адаптации поведения к новым условиям. Некоторые нейроны по-разному реагировали на разные картинки. Например, один нейрон отвечал только за картинки, которые были связаны с красным квадратом, хотя эти картинки не были друг на друга похожи.
Это означает, что нейроны хранили не отдельные картинки, а ассоциативную связь этих картинок с определенной группой. При этом не имело значения, знала ли ворона правильный ответ давно или же установила его только что. Запись активности нейронов в процессе обучения ворон помогла исследователям выяснить, что ассоциативная связь возникала в течение нескольких минут после того, ворона узнавала значение картинки. Похожее устройство памяти можно наблюдать у приматов, но они имеют более сложное строение мозга.

Ученые выяснили, где мозг хранит данные о времени и месте воспоминаний