Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Птицы

Эпиорнис: птица-гигант с самыми большими яйцами

National Geographic Россия
01 сентября 2020
/upload/iblock/abc/abc1c1de3de27b769200bbbe04b235d8.jpg
Aepyornis maximus – представитель семейства нелетающих эпиорнисообразных птиц, некогда живших на Мадагаскаре
Её яйца превосходят размеры куриных в 160 раз!

При длине более 30 сантиметров объем яйца эпиорниса (Aepyornithidae), или слоновой птицы, мог достигать 9 литров — это в 160 раз превосходит куриное яйцо. Впрочем, и сама слоновая птица, как следует из названия, была отнюдь не маленькая: вдвое больше человеческого роста, а ее вес мог достигать 450 килограмм. К эпиорнисовым относятся одни из крупнейших птиц, существовавших в историческое время. Мадагаскарский эпиорнис (Aepyornis maximus), например, достигал более трёх метров в высоту.

Эти нелетающие птицы обитали на Мадагаскаре вплоть до середины 17 века, пока окончательно не были истреблены человеком. Поэтому теперь лавры первенства достались страусу, чьи яйца имеют длину 15-20 сантиметров и меньше по объему в шесть раз, чем яйца эпиорниса.

Несмотря на то, что вид вымер, яйца эпиорнисов до сих пор находят и пополняют ими коллекции палеонтологических музеев — уже было найдено более 70 яиц.

Хотя эпиорнис отличается огромными размерами, сравнение ДНК показало, что эта птица является ближайшим родственником современной нелетающей киви, размер которой сопоставим с курицей.

Узнайте, как одомашнивание уменьшило мозг куриц и сделало их менее пугливыми.