Птицы

На острове Кинг впервые нашли целое яйцо вымершего карликового эму

National Geographic Россия
27 мая 2021
figure-1-credit-Julian-Hume-scaled.jpg
Бухта на острове Кинг с морскими слонами и черными эму, которые процветали здесь до XVIII века, в представлении художника
Фото: Julian Hume
Эти птицы были почти в полтора раза меньше своих сородичей из Австралии.

На островах у южного побережья Австралии когда-то обитали три подвида эму (Dromaius novaehollandiae) с материка: более мелкий тасманский эму (D. n. Diemenensis) и два карликовых эму — черный эму острова Кинг и черный эму острова Кенгуру (D. n. baudinianus).

Когда на островах появились первые поселенцы, на птиц началась неконтролируемая охота, что вкупе с ограниченным распространением и небольшим размером популяции привело к быстрому вымиранию этих эму.

Существуют лишь скудные описания этих видов и немногочисленные музейные образцы, в том числе несколько целых яиц с Тасмании и одно яйцо с острова Кенгуру. Теперь палеонтологи обнаружили целое яйцо с острова Кинг.

Wikimedia Commons Черный эму в представлении художника

Уникальное яйцо было найдено в реке Йеллоу-Рок вместе со скелетом эму, другими отдельными костями и яичной скорлупой.

Палеонтологи Джулиан Хьюм и Кристиан Робертсон тщательно проанализировали находку и сделали несколько интересных выводов. Они обнаружили, что, несмотря на небольшой размер всех островных эму, особенно птиц с острова Кинг, которые в среднем были на 44% меньше, чем эму с материка, их яйца сходны по размерам и массе с материковыми птицами.

Ученые отмечают, что это было ответом на ограниченные ресурсы и суровые условия окружающей среды на островах, где птенцы должны были сразу после вылупления быть достаточно крупными и подвижными, чтобы самостоятельно добывать пищу и поддерживать тепло тела.

«Этот сценарий обеспечивает интересный эволюционный ответ на островные условия окружающей среды в стратегии размножения карликовых эму, но из-за их полного и быстрого исчезновения истинную степень этих адаптаций сейчас невозможно определить», — заключают исследователи.

Эму, которые дожили до наших дней являются вторыми по величине птицами после страусов. По этой причине до 1980-х годов их причисляли к страусообразным. Теперь классификация пересмотрена, и эти птицы оказались в семействе казуаровых.

Эму способны бегать со скоростью до 50 км/ч и преодолевать большие расстояния в поисках пищи. Ноги эму лишены перьев, а под ними находятся толстые, мягкие подушки. У эму есть острые когти на пальцах, позволяющие защищаться от врагов.

Узнайте, как зоопарк разоблачил вора-рецидивиста, которым оказался эму.