Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Птицы

Птичий архив, или Откуда под крышей храма взялись старинные документы?

Анастасия Крутикова
21 сентября 2018
/upload/iblock/d7f/d7f0552da9de5fa13fbf8dd184708f78.jpg
Фото: Кирилл Самурский
/upload/iblock/699/69905373fb3a6cfc0d051300fa8e6a58.jpg
Успенский собор (фото 1931 года), построенный на рубеже XIV–XV веков, – самое старое здание в Звенигороде.
Фото: Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей
В ходе реставрации звенигородского Успенского собора археологи обнаружили на чердаке архив, который на протяжении полутора веков кропотливо собирали птицы.
Сейчас храм одет в строительные леса: ведется масштабная реставрация. Обязательные в таких случаях исследования культурного слоя привели археологов на чердак. Под жестяной крышей скопился слой земли, перемешанной с ветками, птичьим пометом и бумагой. Здесь десятки лет жили галки, утепляя свои гнезда листьями, пухом и всевозможными клочками бумаги, выкраденными у людей. Грязные и помятые, эти бумажки оказались потрясающей находкой – фрагменты церковных книг, конфетные фантики, газетные статьи, обрывки писем, календарные листы, нотные партии, билеты на транспорт и в музеи и другие артефакты: самые ранние относятся к XVII веку, а самые поздние – к 1980-м.

«Под одной крышей оказались собраны самые разные по типу документы. Вся история Звенигорода копилась в самом древнем памятнике города – вот что интересно. Получается какое-то даже мистическое сочетание», – комментирует Дмитрий Седов, директор Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, где сейчас хранится «птичий архив».

В пестрой коллекции есть и настоящие открытия. Например, два помятых листка из ссудной кассы купчихи второй гильдии Леи Мовшовой Евсеевой свидетельствуют, что некая Аграфена Агеева однажды заложила купчихе драповую кофту, получив в подтверждение ярлык и оставив расписку. Дмитрий Седов выяснил, что эта Лея Мовшова была дочерью мещанина Мовши Залманова Евсеева, чей дом и по сей день стоит на Саввинской улице близ Успенского собора. Так пара листков из птичьего гнезда помогла провести невидимую нить к другому гнезду – семейному.

Последний раз капитальный ремонт крыши проводился в 1837 году, и очевидно, что именно с той поры, под обновленной кровлей, начал формироваться «птичий архив». Ревизию отдельных находок смотрите ниже.

Нажмите на любую точку.