Журнал №192, сентябрь 2019

Щурки: изумруды подземелья

Текст и фото: Алексей Левашкин
02 мая 2018
/upload/iblock/fa7/fa77ef10a5229accf19b912e27cd3f76.jpg
Если у птенцов темная радужная оболочка глаз, а в окраске преобладает зеленоватый тон, то у взрослых птиц глаза красные, а спина и крылья окрашены в разные оттенки желтого, коричневого, синего цветов.
Фото: Алексей Левашкин
/upload/iblock/9ad/9ad430319432d4e6c3b72dcc8c111ce7.jpg
Поселяясь рядом с пасеками, щурки нещадно истребляют пчел, к понятному неудовольствию пчеловодов. Отсюда второе название птицы – пчелоедка.
Фото: Алексей Левашкин
Фотограф и орнитолог из Нижегородской области сумел понаблюдать вблизи за гнездом золотистых щурок.
Эта птица чуть крупнее скворца, но куда заметнее. Первая мысль: такие яркие птицы могут обитать только в тропиках. Ан нет: золотистые щурки достаточно широко распространены на юге европейской части России, куда прилетают из Африки гнездиться.

В южной части своих владений они появляются в конце апреля, на севере – а северная граница ареала проходит примерно по широте Нижнего Новгорода – в середине мая; селятся колониями от нескольких до десятков и даже сотен пар в открытых местах – на лугах, в речных долинах и степных балках. Основной рацион этих птиц составляют крупные насекомые; в погоне за добычей щурка выполняет сложные пируэты, резко изменяя траекторию полета. Брачный период продолжается около двух недель. Самец угощает самку стрекозами, бабочками и пчелами (второе название птицы – пчелоедка), после чего происходит спаривание. Гнезда щурки устраивают в норах, которые пара выкапывает в вертикальных стенках обрывов. Длина такой норы может достигать двух метров.

Гнездовая колония щурок, в которой я проводил наблюдения и фотосъемку, расположилась на берегу Волги. Мой выбор пал на нору, которая начиналась близко к поверхности земли – это помогло мне точно определить, где находится гнездовая камера и сделать подкоп таким образом, чтобы установить фотокамеру сбоку от нее. Определившись с местом, я очень осторожно приступил к раскопкам, убирая грунт буквально по крупицам. Вскоре я увидел само гнездо с кладкой яиц. Меня ждал сюрприз: я знал, что у щурок обычно 5–7, редко 10 яиц, но здесь насчитал аж 12! Яйца лежали прямо на земле, смешанной с хитиновыми шкурками из щурочьих погадок – непереваренных остатков пищи, которую птицы отрыгивают в виде комочков.

Сбоку от гнездовой камеры я обустроил рабочее пространство в виде куба со стороной сантиметров 30, предназначенное для фотокамеры и маленького штатива. Между гнездом и рабочим пространством я установил кусок оргстекла. Теперь нужно было срочно уходить от гнезда, дать птицам привыкнуть к неожиданному «ремонту» их жилища. Раскоп я прикрыл сверху двойным слоем шифера, засыпал землей, уложил дерн и, отойдя на 200 метров, стал наблюдать за норой в бинокль. Через 10–15 минут одна из птиц залетела в нору и осталась там насиживать кладку. Я выдохнул с облегчением и оставил гнездо на пару недель – примерно через это время, по моим подсчетам, у щурок должны были появиться и чуть подрасти птенцы.

Две недели пролетели быстро, и я вернулся к щуркам. Издалека понаблюдал за норой – пара птиц уже вовсю кормила птенцов, регулярно залетая внутрь с добычей. Можно было начинать фотосъемку. Я быстро разобрал сооружение, закрывающее рабочую «шахту». В гнезде ютились 7 птенцов, напоминающих маленьких динозавриков; 5 яиц оказались неоплодотворенными – они так и остались лежать в сторонке.

/upload/iblock/575/575f385ae8c6235cd768c0862de3f380.jpg
Молодая птица начинает оперяться – скоро у нее раскроются перьевые зачатки.
/upload/iblock/845/84527296a97895cc62c8c322ebcb2a68.jpg
Щурки выкармливают потомство насекомыми – стрекозами, бабочками, шмелями; птенец заглатывает пищу целиком.
/upload/iblock/b51/b51497fe0811cede2d9a25e4d192106e.jpg
Из 12 яиц вылупилось 7 слепых птенцов (глаза у них открываются через 5–6 дней).
/upload/iblock/370/3709c00ebbadfeb714bbf6331e008cfd.jpg
Кладка золотистой щурки обычно состоит из 5–7 яиц, редко – больше; яйца откладывают на землю, в роли подстилки выступают непереваренные хитиновые остатки насекомых, которые птицы отрыгивают.

Напротив гнезда с невозмутимо сидящими птенцами я установил, притопив ножки в песок для устойчивости, штативчик с цифровой «мыльницей». Откинул поворотный экранчик камеры, чтобы сверху наблюдать за происходящим. Затем лег на землю, накинул сверху тент от палатки и стал ждать.

Через 20 минут на дисплее показалась взрослая птица (из клюва у нее торчали крылья и лапки какого-то насекомого) и медленно приблизилась к птенцам. Она передала корм одному из них и, пятясь назад, выбралась из норы. Я продолжал наблюдать, чтобы дать щуркам привыкнуть к камере, и лишь через некоторое время приступил к съемке. Снимал с фотовспышкой, на которую, к моему удивлению, птицы не реагировали.

Как правило, щурки приносили птенцам бабочек, стрекоз и шмелей. Вот и при мне два раза подряд мамаша скормила птенцам крупных красивых махаонов. Иногда я наблюдал забавную картину: при приближении родителя с кормом птенцы отворачивались. Взрослая щурка, подождав немного, клала добычу перед птенцами и удалялась. Через некоторое время кто-нибудь из птенцов брал корм.

В таком положении, лежа, я провел несколько часов, снимая щурок – те уже стали принимать меня за элемент ландшафта и частенько присаживались мне на голову или на спину. К вечеру тело начало затекать. Стряхнув с камеры песок, я закрыл место съемки – для одного дня вполне достаточно.

Периодически я наведывался к щуркам. Птенцы росли очень быстро, было заметно, что они разновозрастные: старшие уже щеголяли опереньем, а у младших только раскрывались перьевые зачатки (связано это с тем, что щурки начинают насиживание с первого отложенного яйца).

В возрасте около трех недель птенцы стали разбредаться по норе, особо смышленые поджидали родителей у самого входа, чтобы перехватить добычу. В один из дней я увидел двух птенцов, которые сидели на высохшем кусте неподалеку от норы. Их легко отличить от взрослых – не такие яркие, общий тон окраски зеленоватый, центральные рулевые перья не удлинены и цвет глаз темный, а не красный. Пятеро еще оставались в гнездовой норе. Сделав прощальное фото, я оставил колонию до следующего года.

/upload/iblock/4b0/4b04c3fd036b183976900634b03ce39d.jpg
Эти птенцы готовы к вылету из гнезда. Скоро они покинут подземелье. Перед вылетом слетки весят даже немногим больше своих родителей.

Алексей Левашкин – орнитолог, натуралист, член Союза охраны птиц России, специалист по привлечению пернатых в искусственные гнездовья, организатор туров по наблюдению за птицами и фотосъемке в дикой природе. Финалист фотоконкурса «Дикая природа России 2013».