Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Птицы

Скопа – птица 2018 года

Методист отдела туризма и экопросвещения Н.С. Уланова/Печоро-Илычский заповедник
05 февраля 2018
/upload/iblock/07f/07f4e50b2eed5c30bd9ce96e8dffc9c8.jpg
Фото: Алексей Левашкин
/upload/iblock/d40/d405e236be2020455e3c4d5fe166ff06.jpg
Фото: Алексей Левашкин
/upload/iblock/74e/74e0b31e6149d6d3d8740ac38b83cd1f.jpg
Фото: Дмитрий Кадин
В нашей стране каждый год проходит под знаком какой-либо птицы, избираемой Союзом охраны птиц России. Птицей 2018 года стала скопа.
Скопа - на редкость красивая хищная птица. Ее контрастный наряд так необычен и так отличается от окраски остальных пернатых хищников, что систематики ее помещают в отдельный род и даже отдельное семейство.

Скопа - специализированный рыбоед: она охотится на живую рыбу, кружа над водными просторами и высматривая добычу с высоты. В момент атаки скопа складывает крылья, круто пикирует и ныряет за зазевавшейся рыбой, выставляя вперед лапы с когтями. Она может выхватить рыбу с глубины до метра, а чтобы скользкая добыча не вырвалась, пальцы скопы не только снабжены острейшими когтями, но и с внутренней стороны покрыты жесткими щитками с бугорками. Ни одна хищная птица не умеет так ловко охотиться! Конкуренцию в рыбной ловле ей составляют разве что орланы и коршуны, но те способны поймать добычу лишь у самой поверхности воды, и часто их добычей становится больная и снулая рыба.

/upload/iblock/fd0/fd079540a35468de1f6084fa714196c1.jpg
Алексей Левашкин

Скопа распространена очень широко. Однако во многих местах скопа – редкий вид. Отсутствие достаточной пищевой базы, загрязнение водоемов, беспокойство в гнездовой период и прямое преследование со стороны человека приводят к ее низкой численности. Скопа занесена в Красную книгу России.

Что же мы можем сделать для сохранения этого поистине уникального вида? В глобальном аспекте – обеспечить чистоту, рыбность рек и озёр, сохранить леса на их берегах, в водоохраной зоне, на прилегающих болотах (именно сосняки на верховых болотах – основная гнездовая стация скопы). Но и мы сами можем помочь скопе: соблюдать тишину и покой на столь привлекательных речных и озёрных берегах, выбирать для стоянки на природе уже обжитые оборудованные места, а не создавать новые бивуаки. А ещё скопа очень хорошо отзывается на устройство искусственных гнездовий. Конечно, установка гнездовой платформы для скопы - непростая задача, но таким способом можно не только поддержать птиц в известных местообитаниях, но даже привлечь на новые места, ранее скопами необжитые.