Журнал №192, сентябрь 2019

/upload/iblock/560/56048796a6ec96379df0c100c790f936.jpg
Фото: Derek Keats/Flickr.com
/upload/iblock/234/2341a748c848962282fea95dcdcd8c04.jpg
Фото: Wikipedia
Ученые нашли в Африке птиц, которые вместо пения общаются звуками взмаха крыльев.
Необычное средство коммуникации было обнаружено у нескольких представителей отряда воробьинообразных, живущих в Африке: S. rufolateralis, S. capensis и S. Sharpei. Все они входят в семейство рогоклювые (Eurylaimidae). Это небольшие птицы с сильным, толстым клювом, короткими лапками и округленным хвостом. От остальных воробьинообразных они отличаются наличием дополнительного, 15-го шейного позвонка, а также уникальным сухожилием на лапках.

Еще одно отличие до недавних пор было гипотезой. В 1986 году была сделана первая акустическая запись поведения африканских рогоклювых, и богатство тональностей звучания натолкнуло ученых на мысль, что это больше, чем полет – возможно, издаваемые крыльями звуки являются средством коммуникации, которое у этого вида птиц пришло на смену пению. Орнитологи из Калифорнийского университета в Беркли смогли собрать достаточно информации для подтверждения гипотезы.

Исследование проводилось и непосредственно в Африке, и в лабораторных условиях, где птицы помещались в аэродинамическую трубу. Результаты научной работы опубликованы в журнале Journal of Experimental Biology.

Ускорив снятые кадры и синхронизировав их с аудиозаписями, ученые получили видеодоказательства общения птиц при помощи взмахов крыльями. При этом «пение» является результатом работы внутренних маховых перьев, а услышать его можно на расстоянии до 100 метров. Звук появляется в тот момент, когда крылья птиц опускаются вниз; его тональность может меняться в зависимости от размеров тела и перьев птицы (у более крупных особей звуки ниже).

Узнайте о необычных защитных механизмах у птиц.