Журнал №189, июнь 2019
Битвы гигантов
Текст: Сьюзан Кейзи Фотографии: Ив Моматюк и Джон Исткот
07 октября 2013
/upload/iblock/efe/efe4dd50d0bcea6b35a79b280a82f27d.jpg
Набравшие вес детеныши стараются держаться вместе. Скоро для них настанет ответственная пора: они отправятся в свое первое в жизни морское путешествие.
/upload/iblock/867/867883678ea9276a2e9c23b4b5c78a37.jpg
Королевские пингвины расположились вокруг лежбищ самок морских слонов. Каждую группу охраняют доминирующие самцы. Около 400 тысяч этих ластоногих оккупируют весной побережье острова Южная Георгия: здесь происходит зачатие нового поколения, здесь же через год появляются на свет детеныши.
/upload/iblock/3ae/3ae2cda4123d967d0c2a78efdfa7c40d.jpg
Разгневанный ветеран наносит ответный удар и обращает соперника в бегство.
/upload/iblock/42f/42f87effec11d8db65a6014e3c383345.jpg
Отстояв территорию, торжествующий самец с оглушительным ревом приближается к своему гарему: все должны знать о его победе.
/upload/iblock/16a/16a075c27686441246005cc43469afc0.jpg
Кажется, что самец целует подругу, но, скорее всего, он ее кусает, чтобы она не ускользнула из его страстных объятий. Вес взрослых самцов достигает четырех тонн, самки могут весить в десять раз меньше.
/upload/iblock/feb/febcfd3e93a6bf7c815d8d50a0469610.jpg
После 11-месячной беременности на песке появляется детеныш с высунутым языком.
Фото: Кэти Колль
/upload/iblock/1bb/1bb879f6d06fcdeae15594193263c4e3.jpg
Мать и новорожденный принюхиваются, чтобы запомнить запах друг друга. За те три недели, что мать кормит его молоком, детеныш может легко утроить свой вес.
/upload/iblock/ce4/ce49db23af88705e323e50c83e01a87a.jpg
Одинокий самец сиротливо плавает неподалеку от гарема. Через год, нагуляв вес в океане, он наберется сил для того, чтобы завоевать свою собственную территорию.
/upload/iblock/7fe/7fe0511f9dc5de70eaed862127524625.jpg
Между двумя закаленными в битвах повелителями гаремов разыгрывается кровавая дуэль. Молодой и рьяный морской слон нападает на более старого, кусает его – не спасает даже толстая шкура – и отбрасывает противника далеко в сторону.
Фото: Ив Моматюк и Джон Исткот
Едва наступает брачный сезон, морские слоны устраивают жестокие битвы. Ставки слишком высоки: на расположение самок могут рассчитывать лишь победители.
Когда заходит речь об океанских хищниках, реже всего вспоминают о морском слоне. Ведь он не может похвастаться ни царственными повадками кашалота, ни стремительным изяществом белой акулы, ни интеллектом дельфина. В отличие от гигантского кальмара или морского леопарда он не окутан ореолом тайны и не выглядит очень уж кровожадным. По виду – несуразное животное размером с автомобиль. Один его нелепый хобот, вырастающий иногда на целых полметра, чего стоит! Выходя на сушу, морской слон (Mirounga leonina) предпочитает валяться на берегу. Такое времяпрепровождение может сбить с толку кого угодно. Но, как и в случае с другими морскими животными, истинная сущность лежебоки открывается не сразу. Конечно, слон не супермодель, но под невзрачной внешностью толстяка скрывается супергерой, в чьей жизни всегда найдется место подвигу.

Действие разворачивается к востоку от Огненной Земли. В полутора тысячах километров от Фолклендов лежит Южная Георгия – протянувшийся на 160 километров остров с неровными очертаниями, чей ландшафт составляют заснеженные горы. Чтобы добраться сюда, надо пять дней плыть по Южной Атлантике с ее штормами – испытание не из легких. А для морских слонов, которые восемьдесят процентов времени проводят, охотясь в здешних водах, Южная Георгия – место ежегодного сбора.
В воде морские слоны преодолевают расстояния до 13 тысяч километров и ныряют на глубину до полутора километров – глубже, чем подводные лодки.

С наступлением брачного сезона на берегах острова собираются до 400 тысяч особей.

Сходка начинается в середине сентября, когда первые самцы вылезают на каменистый берег. Почти сразу вспыхивают сражения, причем нешуточные. Дело доходит до кровавых стычек, с разодранной шкурой, разбитыми носами и выбитыми глазами. Ставки в борьбе высоки: только треть самцов сможет в случае победы продолжить род и пробиться в когорту избранных. Тестостерон у всех бушует, и все рвутся передать свои гены. Конечно, размер животного играет роль. Победят в очередной раз те, кто крупнее, – некоторые самцы могут весить до четырех тонн (как хороший внедорожник). И в этих сражениях невероятный нос животного играет важную роль: самец издает угрожающий рев, раздувает его до предела и всячески демонстрирует.

Ученые называют победителей «хозяевами берега», каждый из них управляет гаремом от 20 до 300, а иногда даже до тысячи самок. Самки прибывают в начале октября, вскоре на свет появляются детеныши, зачатые в прошлый брачный период. Самки вскармливают малышей три недели и потом снова готовы к спариванию. Задача хозяина берега – защитить свой гарем от посягательств соперников. В больших гаремах оттесненные самцы находят себе место где-нибудь неподалеку, но от самок они отстранены. Изгнанники, хоть и потерпели поражение, сдаваться не собираются, а это значит, что война не закончена.

«Здесь довольно опасно», – предупреждает Майк Федак, биолог отдела морских млекопитающих британского Национального совета по исследованию окружающей среды. Ученые, проходя через гаремы, стараются не оказаться между хозяином берега и его соперниками. «Тут надо смотреть в оба, – говорит Федак. – Для животных, у которых нет лап, они демонстрируют чудеса проворства».

К концу ноября взрослые особи, которые все это время ничего не едят, теряют до половины своего веса. Детеныши тем временем за те три недели, что они питались материнским молоком, напротив, прибавляли по четыре с половиной килограмма в день. Перед тем как вернуться в море, самка бросает кормить малыша, оставляя его самого заботиться о пропитании, и предается брачным играм. Она покинет берег, беременная новым детенышем, которого произведет на свет здесь же в следующем году.

Вскоре вслед за самками в дальний путь отправляются и самцы с подростками, и сразу же становится ясно, что морские слоны – одни из самых приспособленных в мире хищников. В воде они преодолевают расстояния до 13 тысяч километров и ныряют на глубину до полутора километров – глубже, чем подводные лодки. Месяцами они охотятся на кальмаров и рыбу, выискивая места, куда течением выносит больше питательных веществ: это привлекает туда остальных участников пищевой цепи. Морские слоны могут находиться под водой до двух часов, а чтобы пополнить запас кислорода, им достаточно всего нескольких минут. Дело в том, что кровь у этих ластоногих насыщена кислородом, и самой крови у них в три раза больше, чем у людей, – пятая часть массы тела. К тому же организм морского слона так хитро устроен, что обмен веществ может частично приостанавливаться, в результате чего экономится запас кислорода.

Изучать животных, обитающих на глубине полутора километров под антарктическим льдом, нелегко, поэтому ученые недавно начали использовать спутниковые маячки, благодаря которым можно отслеживать все передвижения морских слонов. К тому же с помощью таких маячков океанографы могут изучать влияние изменений климата на природу.

«Появились опасения, что кругооборот в океане сегодня происходит не так, как предполагали ученые, – говорит Федак, когда речь заходит о событиях, которые могут сильно повлиять на погоду на планете. – Южный океан играет здесь важную роль, а между тем это одно из наименее изученных мест на Земле. Прикрепленные к телам морских слонов спутниковые маячки попадут туда, куда иначе просто не добраться». Данные о температуре воды, содержании соли и течениях в некоторых наиболее труднодоступных районах Южного океана уже на протяжении пяти лет поступают в программу «Океанографическая информация от южных морских слонов».

Нос, конечно, несуразный и тело так себе, но в морских глубинах подо льдом южный морской слон не просто плавает по своим делам, он, как и любой уважающий себя супергерой, помогает спасти планету.