Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Боевые искусства помогли тараканам спастись от зомбирующих ос

31 октября 2018
/upload/iblock/1fa/1fa45babe0fffb9d6d85b828bea5e24f.jpg
/upload/iblock/071/0719d93a907f385172b9fa70a769c15f.jpg
/upload/iblock/ac9/ac9fe5b1ad19714839f989be485e0610.jpg
Фото: K.C. Catania/Brain, Behavior & Evolution 2018
Американские тараканы страдают от страшных паразитов – ос, откладывающих внутри них яйца. Но таракан, вовремя заметивший врага, умеет от него отбиваться – этим и спасается.
В тропических регионах живет изумрудная тараканья оса (лат. Ampulex compressa). Как и все представители семейства роющих ос, она существует за счет тараканов, применяя беспроигрышную тактику. Найдя подходящую жертву, оса подкрадывается к ней сзади, запрыгивает на спину и жалит два раза. Первым укусом она уменьшает возможность сопротивления – яд вызывает паралич ног. Это позволяет осе нанести второй укус, уже точечный – прямо в мозг таракана.

Яд изумрудной осы содержит блокатор нейромедиатора октопамина, что приводит к нарушению цепочки химических сигналов в мозге. В результате таракан сохраняет подвижность, но не может контролировать свои действия, поэтому остается на одном месте. Пользуясь этим, оса тянет свою добычу за усики, как за поводья, направляя к норке. Там насекомое откладывает яйца прямо на брюшке таракана, а затем покидает убежище, закупоривая вход грязью. Вылупившиеся из яиц личинки поедают свою растерянную и беспомощную жертву заживо.

Изучая поведение американских тараканов (лат. Periplaneta americana), на которых паразитируют изумрудные осы, биологи из университета Вандербильта обнаружили, что далеко не каждое членистоногое готово превратиться в зомби и скормить себя личинкам.
/upload/iblock/bd1/bd149c0f64f613bd394f25c0fedba82c.jpg
K.C. Catania/Brain, Behavior & Evolution 2018

Тактику тараканов удалось установить в ходе эксперимента. Поместив в небольшие клетки по одной особи, ученые запускали туда ос, фиксируя происходящее на видеокамеру. Всего было снято 55 видеороликов. В 28 случаях тараканы не оказали сопротивления, однако четверо попытались спастись бегством. Отбивались от ос чуть меньше половины участников опыта: 27 тараканов, притом успешной борьба оказалась для 17 из них (63%). Потенциальная жертва добивалась победы следующим образом: выпрямив ноги, таракан становился в своеобразную защитную стойку, из которой лягал врага одной из задних ног. Иногда удар был таким сильным и метким, что отшвыривал осу в сторону.

Ученые отмечают, что лапы американского таракана не приспособлены для нанесения прямых ударов, потому им приходится размахивать ими, как бейсбольной битой. Менее эффективной оказалась «поздняя защита» – если оса все же успевала забраться на тараканов, те кусали ее и кололи шипами на ногах, но в это время они были более уязвимы к укусу своего врага. Узнайте, какие паразиты живут в еде человека.