National Geographic №198, март 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Все, что известно о коронавирусе, распространяющемся по миру
Природа

Богомол ловит рыбу: редкое фото

21 сентября 2018
/upload/iblock/0a0/0a0264a4955dcc7ceb080abd0c197603.jpg
Фото: Roberto Battiston, Rajesh Puttaswamaiah, Nayak Manjunath / Orthoptera Research
/upload/iblock/759/7592c939de88096e061bfd20e7f056a1.jpg
Богомолы – грозные хищники: они охотятся на зверей, птиц и, как доказывают наблюдения, даже ловят рыбу.
Добычей богомолов могут стать и насекомые, и позвоночные вроде ящериц, лягушек, птиц, мышей и других животных (кстати, порой более крупных, чем сам охотник).

18835885_10154844885947779_4049153119189111545_n.jpg

Богомол поймал колибри в штате Колорадо. Эти птицы – черногорлые архилохусы – вырастают до 8 см в длину.
Фото: TOM VAUGHAN VIA UNIVERSITY OF BASEL

В 2017 году на юго-западе Индии (штат Карнатака) был замечен пятисантиметровый древесный богомол (лат. Hierodula tenuidentata), который успешно ловил рыбу! Здесь надо пояснить: в интернете немало видеозаписей, на которых богомолы ловят и поедают рыбок – но все эти встречи хищника с жертвой нарочно подстроены людьми и сняты в неволе. Охота «дикой» особи ещё ни разу не была задокументирована.

Богомола-рыбака заметил местный житель Раджеш Путтасвамайя в своем саду на крыше – и рассказал об этом коллегам-биологам. Наблюдения продолжились; богомол целых пять ночей наведывался к искусственному прудику («Прямо как лиса в курятник», – заметил энтомолог Роберто Баттистон). Насекомое подбиралось к воде, ступая по листьям кувшинки, а когда гуппи подплывали слишком близко к поверхности, хватало их. С 7 по 11 марта им были пойманы девять рыбок – причём в сложных условиях: либо в сумеречном свете, либо ночью при свете простой люминесцентной лампочки (прибавьте сюда отражения, блики и другие оптические препятствия между двумя средами).

Удивительным кажутся, во-первых, выбор жертв (ведь в садик на крыше залетали насекомые вроде ос и бабочек), во-вторых, время охоты, и в-третьих, память насекомого. Глаза богомолов хорошо приспособлены для дневной охоты, но, очевидно, способны различить и движения рыбок в полутёмной воде.

Итоги наблюдений 2017 года, опубликованные в Orthoptera Research, свидетельствуют о способности богомолов быстро обучаться: один раз найдя удачное «рыбное место», он возвращался к нему на протяжении всех следующих ночей.

Ученые предстоят новые серии наблюдений – это поможет выяснить, насколько среди богомолов распространена рыбалка.

Узнайте о брачном поведении этих насекомых.

Другие интересные материалы от National Geographic Россия и National Geographic Traveler можно также читать в нашем канале в «Яндекс-Дзене» – присоединяйтесь!

Пять звезд на берегу Телецкого озера