Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Боязнь пауков заложена в наших генах

Наталья Иншакова
14 апреля 2015
/upload/iblock/a7a/a7a8da2c71dc11aacd9fd9c05b5bb7d6.jpg
Фото: Flickr/Olivier Noirhomme.
На протяжении всей истории человечества пауки представляли столь значительную угрозу, что арахнофобия буквально отпечаталась у нас в ДНК.
Ученые из Колумбийского университета в Нью-Йорке провели эксперимент, в котором приняли участие более 250 человек. Они предложили испытуемым просмотреть на компьютере серию абстрактных изображений, демонстрирующих только приблизительные очертания определенных предметов и существ, которые у большинства людей вызывают естественный страх. Исследователей интересовало, насколько быстро участники угадают, что именно изображено на той или иной картинке. Выяснилось, что абсолютно все люди почти моментально, в считанные секунды, опознавали пауков, в то время как на узнавание других изображений им требовалось больше времени. Укус некоторых видов пауков - например, шестиглазого песочного паука, - может и сейчас закончиться для человека потерей конечностей или смертью. По мнению авторов исследования, этот феномен указывает на то, что арахнофобия была заложена в человеческом геноме миллионы лет назад. Для наших далеких предков, живших в Африке, пауки представляли огромную угрозу. Несмотря на то, что от укуса большинства представителей этого вида смерть не наступает мгновенно, их яд может обездвижить человека на несколько дней, а то и недель. В первобытном мире это означало неминуемую мучительную гибель. Профессор Джон Мей из Плимутского университета психологии дал интересный комментарий к этому исследованию. По его мнению, сам облик пауков мощно воздействует на зоны страха в человеческом мозгу. Их темная окраска, неестественно изогнутые ноги, а главное, быстрое хаотичное перемещение, создают у человека мгновенное неконтролируемое ощущение опасности и тревоги. В то время как симпатичные насекомые, например, яркие бабочки и божьи коровки, наоборот, умиротворяют нас. Пауки не оставляет людей равнодушными. Одни их боятся и избегают встречи с ними, а другими, напротив, ищут ее. Если вы не страдаете арахнофобией, смотрите фотографии пауков, сделанные нашими читателями.