National Geographic №197, февраль 2020

Брачные игры малых панд

Патриция Эдмондс
15 октября 2018
/upload/iblock/6ed/6eddd4f37a2ef10e8922a338f727d342.jpg
Эта малая панда сфотографирована в зоопарке штата Виргиния.
Фото: Джоул Сартори / PhotoArk
Малые панды спариваются лишь раз в год.

Его зовут Сандар, ее – Куси. Этих малых панд познакомили друг с другом в зоопарке Веллингтон (Новая Зеландия). В рамках программы по размножению животных в неволе зоопарки по всему миру обмениваются особями для спаривания: так ученые стремятся увеличить численность и генетическое разнообразие видов, которые находятся под угрозой вымирания. «Сандар и Куси прибыли в Веллингтон из разных мест и очень хорошо поладили», – говорит Максин Дженкинс, руководитель отделения хищников. Но даже при взаимной симпатии, чтобы создать семью, малым пандам нужно много времени: самки могут спариваться лишь раз в году – и только в течение 24 часов.

В июле 2017 года работники зоопарка, наконец, заметили, что панды начали брачные игры: оба громко кричали, Сандар сгонял Куси с дерева на землю, часами ее преследовал, а затем произошел половой акт, и, возможно, не один. Несколько месяцев спустя появились признаки беременности: Куси пополнела, принялась собирать ветки и листья для гнезда. 17 декабря она родила. Детеныша назвали Нгима (в переводе с непальского – «солнце в небе»). «Когда-нибудь Нгима тоже примет участие в программе размножения», – комментирует довольный Дженкинс.

Ареал

Ailurus fulgens, известные как красные панды, малые панды и огненные лисы, обитают в некоторых регионах Китая, Бутана, Индии, Мьянмы и Непала. Они предпочитают невысокие склоны предгорий, смешанные леса и заросли бамбука (который и составляет основу их рациона).

Охранный статус

Международный союз охраны природы классифицирует малых панд как вид, находящийся под угрозой. Их среда обитания приходит в упадок и сокращается под влиянием хозяйственной деятельности человека; панд отлавливают, чтобы продавать в качестве домашних животных, еще они страдают от болезней, которые переносят собаки.

Любопытный факт

В Бутане некоторые верят, что малые панды – реинкарнации буддийских монахов, поэтому встретить это животное – очень хороший знак.