Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Брачные песни мышей отпугивают конкурентов

08 октября 2013
/upload/iblock/473/4732afa2a4e984c0e75a68dbe14a3a4a.png
В Центральной Америке живет два рода поющих грызунов: бурая мышь Алстона и бурая мышь Чирики. Ученым удалось выяснить, для чего эти животные издают такие звуки.
Представитель семейства хомяковых, бурая мышь Алстона (лат. Scotinomys teguina) называется также «поющей короткохвостой мышью». Мышь Чирики (лат. Scotinomys xerampelinus), имея ту же окраску, отличается от нее более длинным хвостом. Первый из названных грызунов обитает во влажных лесах Коста-Рики, Панамы, Мексики, Гватемалы и ряда других стран Центральной Америки, тогда как второй встречается только в Коста-Рике и Панаме. Певческие способности мышей изучала группа ученых из Техасского университета в Остине под руководством доктора Брета Паша; результаты исследования опубликованы в научном журнале American Naturalist. Те или иные звуки издают все грызуны, но они больше похожи на скрежет или писк. Тогда как мышь Алстона, как и мышь Чирики, поет в буквальном смысле слова, используя несколько нот, меняя их высоту и продолжительность. В ходе исследования было необходимо установить, в каких ситуациях мыши подают подобные звуковые сигналы. Кроме того, ученых интересовало, как эти два рода грызунов ведут себя по отношению друг к другу, пересекаясь на одной территории в Коста-Рике и Панаме. Как выяснилось, мелодичные звуки издают и самцы, и самки, сигнализируя тем самым о своей готовности к брачному периоду и привлекая пением представителя противоположного пола. И хотя мышь Чирики предпочитает более прохладные температуры и высокие места, тогда как их короткохвостые собратья легко переносят любую погоду – время от времени эти грызуны оказываются в одно время и в одном месте. В этом случае пение представителя другого рода отпугивает соседа, и он, не вступая в конфликт, покидает чужую территорию. Техасские ученые поясняют: за миллионы лет эволюции животные создали множество способов самозащиты. Так, кобры раздувают свои капюшоны, предупреждая тем самым врага о своем присутствии, а скунсы выпускают зловонные брызги. У бурых центральноамериканских мышей не так много естественных врагов: благодаря своей окраске они отлично маскируются в лесу, а их пение звучит в ультразвуковом диапазоне, который не воспринимает ухо хищников. Поэтому их песни – это и часть репродуктивного цикла, и мирная защита от конкурентов. Смотрите видео с поющим самцом бурой мыши Алстона: