Журнал №192, сентябрь 2019

04 декабря 2014
/upload/iblock/419/419ec6a90db5dbcc5741e35a16910455.jpg
Фото TREE.
/upload/iblock/93e/93eea7dc7f53b4303fa0cc969e39644a.jpg
Снимки бурого медведя, зафиксированные фотоловушками. Фото TREE.
Ученым удалось получить первые фотографические доказательства того, что бурые медведи вернулись в Зону отчуждения Чернобыльской АЭС.
В 1986 году после взрыва на Чернобыльской АЭС вокруг неё была создана 30-километровая Зона отчуждения, доступ людей в которую запрещен. А в последующие годы этот район стал местом для научных исследований радиоактивного загрязнения и влияния радиации на живые организмы. Одним из научных проектов, включающим подобные исследования, стал проект группы английских ученых TREE (Transfer — Exposure — Effects). Бо?льшая часть их полевых работ осуществляется в пределах Чернобыльской зоны отчуждения. Ученые разделили этот район на три области, для которых характерна разная степень радиационного загрязнения – высокая, средняя и низкая. На каждой имеющей 5-километровый радиус области расположено по 14 камер. Одна из них и зафиксировала недавно бурого медведя, возможно, впервые появившегося на территории Зоны. Это исследование проводится для того, чтобы определить, какие виды животных и в каком количестве населяют сегодня Чернобыльскую зону отчуждения. Помимо бурого медведя, ученым удалось зафиксировать также рысь, лисицу, лося, благородного оленя, лесную куницу, лошадь Пржевальского, волка, барсука и некоторых других зверей и птиц. После того, как в конце 2015 года этап проекта с использованием фотоловушек будет закончен, ученые сконцентрируются на исследовании какого-то одного вида животных, чтобы получить информацию о его перемещении по Зоне отчуждения и о том, какую дозу облучения он получает. Для этого все представители вида будут снабжены ошейниками с GPS и дозиметрами. Проект TREE даст ученым возможность понять, как радиация влияет на распространение и поведение различных животных.