Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Cамую быструю в мире птицу обогнали летучие мыши

10 ноября 2016
Фото: Wikipedia
/upload/iblock/df6/df6d11dd6288518541124c0f576f45bb.jpg
Черный стриж
Фото: makamuki0/Pixabay
Летучие мыши известны быстротой своего полета, однако ранее ученые полагали, что птицы опережают их. Недавнее исследование вывело рукокрылых в лидеры по скорости.
Самой быстрой птицей в мире является сапсан (Falco peregrinus), в пикирующем полете способный развивать скорость свыше 322 км/ч, или 90 м/с. Но в горизонтальном полете его обгонят стрижи: рекордсменом является черный стриж (Apus Apus) с задокументированной скоростью в 111 км/ч. Ранее считалось, что это самые высокие показатели для позвоночных в горизонтальном полете. Однако специалисты из Университета Теннесси нашли нового лидера: им оказались бразильские складчатогубы (Tadarida brasiliensis) – летучие мыши размером до 9 см, обитающие на юге США, в Мексике, Центральной Америке, на островах Карибского бассейна, в центральной части Чили и Аргентине. В рамках исследования на семи складчатогубах были укреплены радиопередатчики, отслеживавшие их местоположение и частоту взмахов крыльев. Шесть участников эксперимента во время горизонтального полета разгонялись до скорости более 100 км/ч, а один продемонстрировал рекордные 160 км/ч. Пернатым быстроту передвижения обеспечивает их анатомия: в некоторых костях птиц есть заполненные воздухом полости, что делает их легкими, а короткая и заостренная форма крыльев позволяет часто ими взмахивать. У летучих мышей, в свою очередь, крылья угловатые, длинные и узкие; они состоят из мышц, которые могут изменить жесткость кожи, в отличие от птиц или насекомых с жесткими крыльями. Возможно, именно эта особенность позволяет рукокрылым развивать рекордные скорости. Итоги научной работы опубликованы в журнале Royal Society Open Science. Комментируя статью, некоторые биологи не согласны с выводами авторов. Они полагают, что исследование содержит неточности: в частности, не была учтена скорость ветра. Между тем именно быстрые движения воздушных потоков могли обеспечивать летучим мышам стремительный полет. Ученые из Университета Теннесси, в свою очередь, настаивают на том, что замеры проводились по ночам в безветренную погоду. Вероятно, для закрепления за бразильскими складчатогубами титула лидеров потребуются дополнительные наблюдения. Узнайте, какая птица способна на рекордно долгий полет.

Видео: внутри "торнадо" из летучих мышей