Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Cамыми крупными пресноводными рыбами в мире оказались скаты

18 марта 2015
Работающие в Таиланде ученые выловили крупного пресноводного ската массой около 350 килограммов. Поимка заняла 5 часов, а поднять гиганта со дна удалось лишь усилиями 8 человек.
Работа велась в районе реки Мэклонг на западе Таиланда в рамках проекта «Мегарыбы». В состав научной группы вошли ученые ряда международных университетов, в том числе Зеб Хоган – профессор биологии Университета Невады и сотрудник National Geographic. Он уже много лет занимается этим проектом; крупнейший скат, который ему попадался до настоящего времени, весил 180 килограммов. Выловленная недавно с 20-метровой глубины самка пресноводного ската достигает в длину 4,3 метра, в ширину – 2,4 метра. Выяснить массу, не нанеся рыбе повреждений, ученые не смогли. Предположительно показатели варьируются в пределах 318-363 килограммов. До настоящего времени крупнейшей пресноводной рыбой на планете считался 292-килограммовый гигантский шильбовый сом (Pangasianodon gigas), обитающий в реке Меконг в Таиланде: его удалось обнаружить в 2005 году. Ученые, однако, предполагают, что скаты могут иметь массу до 600 килограммов; в этих целях и запущен проект «Мегарыбы». После снятия замеров с пойманного недавно ската выяснилось, что он уже попадался исследователям в 2009 году: на его теле был обнаружен маячок. Тогда ширина ската достигала 2 метров, длина – 4,58 метра. Ученые объясняют, почему рыба стала короче: ее хвост в настоящее время поврежден. Сравнение всех показателей позволит больше узнать о скорости роста скатов. Интересно, что и в 2009 году, и теперь эта рыба была беременна, то есть отлов ведется учеными в районе нагула. Гигантские пресноводные скаты (Himantura polylepis) обитают в Юго-Восточной Азии. Этот исчезающий вид хрящевых рыб отряда хвостоколообразные страдает от загрязнения воды и запруживания рек плотинами, а вот рыболовы им как раз не страшны. Большого спроса в пищевой промышленности на скатов нет, при этом сильные и мощные рыбы способны уничтожить орудия ловли. Тем не менее, законами Таиланда и других азиатских стран скаты не охраняются, поэтому их становится все меньше.