Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Челюсть или швейцарский нож? Жестокие личинки австралийских мух-убийц

10 декабря 2018
/upload/iblock/49a/49ab05fcbf7df816a6d3c2f6ad7827c6.jpg
Фото: Austral Entomology
/upload/iblock/916/91634bc251739bea3027a1e62f5d7c35.jpg
Фото: Casliber /Wikipedia
/upload/iblock/6c3/6c32b17d3de45aceda1f6768f7e0386f.jpg
Фото: Austral Entomology
Ученые обнаружили крылатых насекомых, чьи личинки выпивают внутренности жертв, пронзая их острейшими челюстями в форме ножей.
В Австралии живет муха Blepharotes splendidissimus, одна из крупнейших в своем роде: ее длина составляет 2,5 см, размах крыльев – 4 см. Муха относится к семейству хищных двукрылых насекомых ктыри (лат. Asilidae) и питается бабочками и стрекозами, убивая их своим ядом. Насекомое, получившее прозвище «ассасин», было открыто в 1830 году, но изучалось с тех пор не слишком подробно.

Недавно австралийские ученые обратили свое внимание на личинки этих мух-убийц и сделали удивительное открытие. Проведя детальную съемку при помощи микроскопа, биологи нашли на передней части личинок клиновидный крюк в форме загнутого назад зазубренного лезвия – точь-в-точь швейцарский нож, с которым это приспособление сравнили исследователи! Такими зубами личинки и впиваются в мягкотелых жуков, которые водятся в той же почве, где обитают будущие мухи. В их крючковатых челюстях-ножах также располагаются каналы, по которым личинка вводит в тело жертвы ядовитую слюну. Яд растворяет плоть, после чего хищник высасывает мясной «бульон», словно газировку через трубочку.

Окукливание личинок Blepharotes splendidissimus происходит под землей или в гниющей древесине. К моменту, когда им пора выходить на поверхность, личинки отращивают на своем теле новые «ножи» и «крюки», и уже с их помощью они пробуривают себе путь к своей новой стадии существования – имаго.

1319a85bec747c6760a41539a3b994b7.jpg

Ученые считают, что эти насекомые могут оказаться крайне полезными: поскольку они питаются только травоядными вредителями, их можно использовать для борьбы с гусеницами на сельхозугодьях. Для человека Blepharotes splendidissimus опасности не представляют. Узнайте, каких животных в Австралии действительно нужно остерегаться.