Журнал №190, июль 2019

26 мая 2015
/upload/iblock/dad/dad970242edd7951d82380437cb0fa74.jpg
Фото: Turtle survival alliance
/upload/iblock/b56/b5678c0600d3f04d283090c6d18d7e0b.jpg
Мягкотелая черепаха из Флориды.
Фото: Andrea Westmoreland/Flickr.com
/upload/iblock/357/3577e643158fa060c2fc6924474937d9.jpg
Самка мягкотелой черепахи в заказнике "Миссисквой Нешнел", США.
Фото: U.S. Fish and Wildlife Service Northeast Region/Flickr.com
Современные репродуктивные технологии пришли на помощь гигантским мягкотелым черепахам - виду, находящемуся на грани полного исчезновения.
Еще в середине XX века гигантские мягкотелые черепахи - крупнейшие пресноводные черепахи планеты - в изобилии населяли реки Янцзы и Хонгха. Постепенно браконьерство и плохая экология практически полностью их уничтожили: сегодня в мире остались лишь четыре представителя этого вида, и среди них только одна самка возрастом 85 лет. Она живет в китайском зоопарке Сучжоу. На протяжении долгого времени ученые пытались скрестить ее со столетним самцом, но безуспешно: самка откладывала только неоплодотворенные яйца. Тогда ученые < a href="http://www.nytimes.com/2015/05/26/science/yangtze-giant-softshell-turtle-artificial-insemination.html?ref=science&_r=1" >решились < /a> на смелый поступок. Они погрузили самца в состояние искусственного сна и с помощью электрошока вызвали у него эрекцию. Проблема сразу обнаружилась: его пенис (больше похожий на дубинку с множеством шипов и отростков) был поврежден в драке с другим самцом. К счастью, качество спермы не пострадало, и биологам удалось извлечь необходимое для оплодотворения количество. С помощью эндоскопа они обследовали клоаку самки и определили местонахождение яйцевода. Затем через катетер ученые ввели туда сперму. Удался ли эксперимент, будет известно в конце июня: именно тогда черепаха должна отложить первую кладку яиц. Ученые очень надеются на успех - ведь это может быть последний шанс для редкого вида. Читайте о том, как гигантские черепахи < a href="/nature/49670-gigantskie-cherepakhi-razgovarivayut-drug-s-drugom/">разговаривают< /a> друг с другом.