Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Черная вдова: чем живет один из самых опасных пауков на свете

27 июля 2015
/upload/iblock/9b0/9b03162129fda0f9d0053fcb4c5f441d.jpg
Фото: siamesepuppy/Flickr.com
/upload/iblock/918/91846891c4a9c8407df20f46993a3a6c.jpg
Фото: Anthony/Flickr.com
/upload/iblock/07c/07cc5f322fa8b0216207a4b871cc51db.jpg
Фото: Michael Salazar/Flickr.com
/upload/iblock/4c2/4c296c56c3a35b2db53f7c447daa19ba.jpg
Фото: devra/Flickr.com
/upload/iblock/2be/2beafd32c87e677700d3975656df712b.jpg
Фото: j4yx0r/Flickr.com
Распространенные в Северной Америке, Австралии и Океании пауки вида черная вдова (Latrodectus mactans) ведут весьма необычный образ жизни. Они едят друг друга начиная с младенчества, а при определенном стечении обстоятельств могут убить и человека.
Взрослые черные вдовы (это название применяется и к самкам, и к самцам) имеют черную окраску с красным пятном, преимущественно в форме песочных часов. Женские особи крупнее самцов в два раза; они могут достигать в длину 38 мм. Раз в год, летом, самки откладывают от четырех до девяти кладок, каждая из которых содержит до 400 яиц. Паучата вылупляются через 2-4 недели; находясь в коконе, они употребляют друг друга в пищу, поэтому в среднем на волю выбирается лишь около 30 малышей. В период полового созревания черные вдовы вступают в возрасте 6-9 месяцев. А затем средняя продолжительность жизни у женских особей составляет до трех лет, тогда как у мужских – до трех дней, поскольку самки съедают самцов сразу после оплодотворения. Сети черных вдов достаточно крепки, чтобы там могли запутаться даже мыши. Но основным объектом их охоты являются другие пауки, гусеницы, мокрицы и различные насекомые. Их яд в 15 раз сильнее, чем яд гремучей змеи.

Помимо летального исхода, для человека возможны серьезные проблемы со здоровьем. Через час после укуса нейротоксин под названием α-латротоксин распространяется по лимфатической системе жертвы; если укус был нанесен в орган или жилу — следует отравление крови, которое может привести к активизации антител и аллергической реакции. Мышцы живота сокращаются и затвердевают, дыхание становится затруднено, возможны рвота и обильное потоотделение. Мужчины же могут столкнуться с еще одним симптомом – приапизмом (длительной и болезненной эрекцией).

До изобретения противоядия около 5% людей, укушенных черными вдовами, умирали. В группе риска – пожилые люди, маленькие дети и те, у кого ослаблен иммунитет, однако при своевременном обращении к врачу укус не станет смертельным. Кроме того, следует помнить: эти пауки первыми не нападают, укусить человека они могут только в целях самообороны – при случайном контакте.

Прочтите о других пауках-каннибалах; узнайте о том, кто может услышать пение пауков.