Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Червяк камень точит: обнаружены моллюски, которые едят известняк

Анастасия Крутикова
21 июня 2019
this-creature-eats-stone-sand-comes-out-the-other-end__828115_.jpg
На Филиппинах найден новый вид двустворчатых моллюсков, которые вместо податливой древесины предпочитают жить в камне и обедать им же.

Шашень — вид морских двустворчатых моллюсков из семейства корабельных червей (Teredinidae). Они обладают длинным телом, которое может достигать 50 сантиметров, со створкой на переднем конце — именно она позволяет червям точить древесину, просверливая в ней туннели. Из опилок, которые остаются после этого, моллюски с помощью бактерий в их желудке извлекают питательные вещества (также они питаются  фильтруя воду, всасываемую через сифоны).

Корабельные черви являются одновременно и вредителями, и важнейшими помощниками экосистеме. Первые упоминания о них встречаются еще в четвертом веке до нашей эры: эти моллюски прогрызали днища у кораблей и могли обречь на провал целую флотилию, обратив крепкие суда в решето. С ними боролись по-разному: египтяне покрывали суда ядовитой краской, китайцы прокладывали оболочку шкурами скота, а римляне обивали металлом.

Все ранее описанные корабельные черви проводят всю свою жизнь или часть ее в древесине, и ранее считалось, что большинство ею же и питаются. Однако до ученых в Северо-Восточного университета (США) дошли слухи, что в реке Абатан, протекающей на острове Бохоль Филиппинского архипелага, обитает очень необычный представитель семейства корабельных червей. Биологи отправились проверить информацию, и в самом деле обнаружили в карбонатном известняке норы червей, а вскоре – и их самих.

Новый вид шашней назвали Lithoredo Abatanica. Их длина варьируется от пяти до десяти сантиметров. От своих древоядных собратьев этот моллюск отличается тем, что роет свои норы не в древесине, а в карбонатном известняке, попутно проглатывая оставшиеся от «сверления» проходов камни. Уничтожать камень на своем пути им помогают зубы – у Lithoredo Abatanica они скорее напоминают шпатель, в то время как у всех остальных корабельных червей зубцы острые, больше пригодные для измельчения дерева.

rspb20190434f02.jpg

(J. Reuben Shipway , Marvin A. Altamia)

Пока непонятно, зачем новый вид двустворчатых моллюсков из семейства корабельных червей поглощает известняк. Ученые выдвинули несколько гипотез: камни в кишечнике могут помогать филиппинским шашням измельчать планктон, которым они также питаются, или же эти животные могли научиться выделять из известняка полезные для себя вещества неизвестным науке способом.

Сейчас биологи планируют секвенировать геном нового вида червей, чтобы понять, как устроен их метаболизм. Почитайте о черве-убийце, которого назвали в честь женщины, порезавшей ножом гениталии своего спящего мужа.