Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Что было раньше: дождь или грибы?

06 июня 2018
/upload/iblock/5c9/5c9ee2943acf5958c3e923919f189252.jpg
Фото: Carlos Andres Reyes/Flickr.com
/upload/iblock/12b/12b43681a848466e9c1d0e86286d6c76.jpg
Фото: The Man-Machine/Flickr.com
/upload/iblock/191/191e6620ecc409c49564d36b59aa8312.jpg
Фото: Caroline Gagne/Flickr.com
/upload/iblock/993/993701236bfa82199649208fbe4bb3ac.jpg
Фото: Red~Star/Flickr.com
/upload/iblock/9cf/9cf7758fc2082414334b3a8cfe1bfb1f.jpg
Фото: Jorick Homan/Flickr.com
Известно, что грибы хорошо растут после дождя. Как оказалось, сами грибы при этом оказывают непосредственное влияние на частоту и обильность осадков: к такому выводу пришли биологи из университета Майами.
Размножение посредством спор свойственно многим видам грибов. У высших, а также у некоторых низших грибов образуются экзогенные споры, называемые конидиями (от древнегреческого слова κονία — пыль). Эти моноплоидные клетки формируются на вершинах или сбоку специальных гиф – конидиеносцев (у трубчатых и пластинчатых грибов - на стенках пластинок и трубочек). Они покрыты плотной оболочкой, поэтому довольно устойчивы. После того, как споры созрели, грибы «выстреливают» ими, а на значительные расстояния их переносят животные, птицы и воздушные потоки.

В рамках своего исследования американские ученые проследили механизм образования спор, зафиксировав в числе прочего процесс накопления в них влаги. Она необходима для поддержания жизнеспособности клеток. К тому времени, когда споры полностью сформировались, они, фактически, наполнены жидкостью. Однако на момент посева в них содержится значительно меньше влаги: она испаряется во время пути.

Речь идет о миллиардах клеток, регулярно насыщающих атмосферу влагой – то есть о значительном объеме. Эта жидкость становится основой дождевых облаков, возвращаясь затем на землю в виде осадков. Таким образом был описан полный цикл круговорота в природе: леса хорошо растут в местности, где идут обильные дожди (ученые приводят в пример Амазонию), но именно они и являются источником ливней, позволяющих лесным массивам и их флоре продолжать свое существование.

Первые грибы появились на нашей планете более 500 миллионов лет назад и, очевидно, внесли свой вклад в формирование ее климата.

Узнайте о необычных грибах, растущих под водой, и о грибах-хищниках.

Во власти грибов