Журнал №193, октябрь 2019
Природа

Что произошло с Эверестом

30 апреля 2015
/upload/iblock/480/4803462b4828ace2b6dafa5e78897b8a.jpg
После землетрясения в Непале в СМИ появились публикации о том, что высота Эвереста (8848 м) изменилась. Ученые считают, что говорить об этом преждевременно.
Фото: Flickr/Rupert Taylor-Price.
В результате недавнего землетрясения в Непале погибли люди, разрушены населенные пункты, уничтожены объекты культурного наследия. Изменилась и геологическая карта региона, и ученые сейчас выясняют, насколько.
По отношению к эпицентру землетрясения столица Непала располагалась сравнительно близко - в 50 километрах. В результате сдвига тектонического блока в районе Большого Гималайского надвига сдвинулся и сам город Катманду. К такому выводу пришли специалисты из разных научных учреждений, уточняя пока параметры изменений. По мнению Кеннета Хадната, геофизика из Геологической службы США (USGS), речь идет о приблизительно одном метре, а специалист по тектоническим колебаниям из Кембриджского университета Джеймс Джексон говорит о трех метрах. Еще меньше ясности – в вопросе о влиянии недавнего стихийного бедствия на Эверест. Эпицентр землетрясения магнитудой 7,8, произошедшего 25 апреля, находился в 220 километрах от высочайшей (8848 метров) вершины мира. За первыми подземными толчками последовало еще несколько афтершоков; в результате со склонов Эвереста сошло множество лавин. Но говорить о каких-либо изменениях в размерах горы или о ее перемещении – преждевременно, предупреждают ученые. Сама по себе вероятность этого невелика, учитывая расстояние до эпицентра и до границы подвижных плит. Ситуацию изучают геологи из USGS, но даже для получения предварительных результатов им потребуется еще не менее 11 дней. Работы ведутся в нескольких направлениях: гору при помощи GPS-оборудования должна обследовать экспедиция; кроме того, необходимо собрать данные с близлежащей к Эвересту (около 30 километров) GPS-станции. Из-за землетрясения она перестала передавать информацию, и геологам предстоит самим отправиться к ней. Изучаются и данные радиолокационных радаров, установленных на спутниках. Тем не менее, предположения, основанные на моделировании, ученые сделать могут. В USGS и Кембриджском университете полагают, что Эверест вместе с окрестностями мог сместиться на несколько (не более десяти) сантиметров по вертикали и горизонтали. Высокие горы могут двигаться, напоминают специалисты. Последнее наиболее значительное подобное событие произошло в январе 2014 года, когда массовый камнепад в Новой Зеландии уменьшил высоту Горы Кука с 3754 до 3724 метров. Землетрясение в Непале с магнитудами от 3,2 до 7,8 началось 25 апреля 2015 года и продолжалось как минимум до 28 апреля. Смотрите фоторепортаж постоянного автора National Geographic Россия Алексея Заводского с места событий, а также полюбуйтесь на горную систему Гималаев с 7-километровой высоты.