Журнал №190, июль 2019

Патриция Эдмондс
03 мая 2017
/upload/iblock/d12/d12fe57885ce221c89779c60a40c0a18.jpg
Фото: Джоул Сартури / PHOTO ARK
Какой отец будет сидеть дома с детьми, пока их мамаша гуляет бог весть где? Такой, как самец серёжчатой яканы, – даже если он видит, что ему наставляют рога, а следовательно, отпрыски могут оказаться вовсе не его.
Несколько видов яканы – самый яркий пример смены сексуальных ролей в животном мире, говорит эколог-бихевиорист Питер Рэдж из Корнеллского университета. Самоуверенная самка собирает в свой гарем до пяти самцов. В течение недели она откладывает яйца в гнезде одного из них, продолжая спариваться и с другими ухажерами – по словам Рэджа, до 65 раз на кладку.

Рэдж с коллегой Стивеном Эмлином несколько лет исследовали на Панаме серёжчатую якану и ее промискуитет – явление столь же публичное, сколь регулярное. Чтобы понять, кто истинный отец, они наблюдали за спариванием десятков птиц, за кладкой яиц, брали образцы крови и проводили тесты ДНК.

Исследователи пришли к выводу, что для самца яканы «риск вырастить не свое потомство составляет почти 75 процентов». Иными словами, он видит, как она спаривается с другими, и все же три месяца высиживает яйца и пестует птенцов, большинству которых он не отец.

Почему самцы это делают? «В целом, у них нет выбора», – считает Рэдж. Поиски менее активной самки могут занять время, которое они предпочитают проводить с большей пользой – в заботе о кладке. Таким образом, хотя потомство по большей части не его, свой долг для существования рода он все равно исполнит.

АРЕАЛ Пресноводные водоемы на территории Центральной и Южной Америки.

ОХРАННЫЙ СТАТУС Вне угрозы.

ДРУГИЕ ФАКТЫ У серёжчатой яканы (Jacana jacana) длинные массивные ноги, позволяющие передвигаться по листьям водных растений.