Экспедиция «9 легенд Русского Севера»
Природа

«Дай шесть!»: чем удивила мадагаскарская руконожка

23 октября 2019
1024px-Wild_aye_aye.jpg
Фото: nomis-simon/Flickr
721px-Aye-aye_at_night_in_the_wild_in_Madagascar.jpg
Фото: Frank Vassen/Flickr
Ученые обнаружили в строении ладоней животного необычную особенность.

Мадагаскарская руконожка, или айе-айе (лат. Daubentonia madagascariensis, англ. aye-aye) – примат из надсемейства Lemuroidea. Млекопитающее размером до 44 см с 60-сантиметровым хвостом обитает исключительно в тропических лесах Мадагаскара.

Ученые сходятся во мнении, что айе-айе – самый странный представитель лемуров. Его зубы скорее напоминают зубы грызунов: резцы очень крупные, изогнутые и отделены от коренных значительным промежутком. Клыки после смены молочных зубов не сохраняются, зато резцы продолжают расти в течение всей жизни. Их лапы очень короткие, но пальцы – непропорционально длинные. С их помощью они простукивают деревья, прислушиваясь к звукам, чтобы найти под корой полости, где может прятаться добыча: насекомые и личинки. Обнаружив желаемое, руконожки выгрызают своими острыми зубами.

По сути, руконожка настолько хорошо развила способность точечно простукивать деревья, что ни для чего больше пальцы не годятся, и передвигается животное очень медленно. Возможно, эта особенность и дала ему название в русском языке (узнайте, как появился английский вариант имени).

Изучая строение конечностей руконожки, биологи из Университета штата Северная Каролина сделали неожиданное открытие: рядом с большим пальцем у зверя находится небольшой отросток, который при ближайшем рассмотрении оказался шестым пальцем, состоящий из небольшой косточки и сухожилия.

Три мышцы, соединяющие палец с кистью, позволяют ему двигаться в трех направлениях. Дополнительный палец присутствует и на на правой, и на левой кисти этих животных.

«У айе-айе самая невероятная рука по сравнению с другими приматами», – ведущий автор исследования Адам Харстон-Роуз (Adam Hartstone-Rose).

Ученые сравнивают псевдопалец айе-айе с той же особенностью бамбуковых медведей, у которых рядом с большим пальцем тоже есть маленькая косточка с тремя мышцами. Она помогает пандам в захватывании бамбука. Есть похожие наросты у кротов и других животных, а вот у приматов количество пальцев, наоборот, сокращается, чтобы им удобнее было лазать по деревьям. Таким образом айе-айе - первый известный примат, отрастивший дополнительный палец.

В зоопарке Денвера родилась руконожка: видео