Журнал №193, октябрь 2019

image (1).png
Фото: Pamela Carzon/PSL Research University
6542.jpg
Фото: Pamela Carzon/PSL Research University
Ученые обнаружили редчайший пример материнства.

Афалины (лат. Tursiops truncatus) – внимательные и заботливые родители, поскольку от этого зависит выживаемость вида. Малыши уязвимы для хищников, и взрослые защищают их на протяжении долгого времени. Однако делают они это обычно в отношении собственных детей – по крайней мере, так считалось ранее. Недавно ученые заметили самку афалина, которая растила детеныша широкомордого дельфина (лат. Peponocephala electra) наравне со своим потомством.

На короткое время животные, действительно, могут брать под свою опеку посторонних малышей: в 2017 году люди увидели, как львица кормит новорожденного леопарда. Второй случай в дикой природе зафиксирован в 2004-2006 годах у капуцинов (лат. Cebus), вырастивших детеныша обыкновенной игрунки (лат. Callithrix jacchus). Бездетные самки афалин иногда похищают других детенышей, но вскоре те исчезают. Явление, описанное группой ученых из Французской Полинезии, наблюдалось на протяжении трех лет, и стало первым примером подобного среди дельфинов.

У самки дельфина, за которой наблюдали биологи, «дополнительный» малыш появился спустя два месяца после рождения собственного – на основании этого наблюдатели предполагают, что она не похищала его. Возможно, он потерялся или его похитил кто-то другой, а молодая неопытная мать решила помочь ему в период, когда была очень восприимчива к образованию связей.

image.png
Pamela Carzon/PSL Research University

Правда, спустя год исчез уже детеныш афалины. Причину ученые не знают, но не исключают, что он не выдержал конкуренции с приемышем. На всех последних совместных снимках родной малыш был оттеснен им от матери, а та, возможно, не сумела уделить обоим должного внимания.

За необычным семейством также наблюдали дайверы, отметившие, что широкомордый дельфин хорошо адаптировался в новых условиях, плавает как афалины и выстраивает социальные связи с остальными членами группы. Если он пробудет с приемной матерью до конца лактации (самки кормят детенышей около 5-6 лет), то, по мнению биологов, он продолжит жизнь среди афалин и в дальнейшем.

Узнайте об афалинах больше.