№ 1 (10)

Март – апрель

Russian Traveler №1(10) 2024

Дельфины готовят рыбу по семейному рецепту

Изучая крупнозубых дельфинов, обитающих в Персидском заливе, ученые обнаружили у них необычное поведение. Они не только отрывают рыбе голову, но и делают это особыми способами, учась друг у друга.

Крупнозубые дельфины (лат. Steno bredanensis) широко распространены по планете: они живут в водах всех трех основных океанов. В длину их тело достигает 209-283 см (для сравнения: афалины могут вырастать и до 4 метров).

Окраска крупнозубых дельфинов – серая с белыми рассеянными пятнами. Их характерной особенностью является голова конической формы и тонкий нос — у других видов дельфинов морда более короткая и закругленная.

Фото: Gustavo Perez/Wikipedia
Крупнозубый дельфин

На каждой челюсти у Steno bredanensis – от 19 до 28 острых зубов; в рацион этих животных входят различные виды рыб.

Исследуя популяцию, обитающую в акватории Персидского залива, ученые стали свидетелями необычного зрелища: за группой крупнозубых дельфинов на расстояние около полукилометра тянулась «тропа» из оторванных рыбьих голов. Некоторые из них были настолько свежими, что даже подавали остаточные признаки жизни, хлопая глазами и шевеля грудными плавниками.

Фото: Errol I. Ronje/PLoS ONE

Изучение этих образцов и последующие наблюдения добавили еще один пункт в знания об интеллекте дельфинов. Во всех случаях обезглавлены были сомы, и «это имеет смысл», говорят биологи. У данного вида рыб в районе головы располагаются острые шипы; если проглотить жертву целиком, можно повредить себе пищевод.

Но интереснее другой вывод: оказалось, что отрывать рыбе голову можно разными способами, и этими «рецептами» дельфины делятся друг с другом в пределах своей группы. Известно, что дельфины – социальные животные. Тот факт, что они передают «своим» наиболее эффективный, с их точки зрения, принцип разделки добычи, еще раз доказывает крепкие дружеские связи, а также умение обучать и обучаться.

Вот еще интересный факт – дельфины умеют учиться не только у старших, но и у сверстников. Например, одну из охотничьих стратегий, которой пользуются афалины, ученые называют «шеллинг» (от слова Shell — раковина). Она заключается в том, что дельфины загоняют мелкую рыбу в раковину, просовывают в отверстие свой «клюв», переносят раковину на поверхность воды и вытряхивают содержимое в рот.

Однажды исследователи проследили за афалинами и заметили, что шеллингу молодые дельфины обучаются у сверстников. Их научная работа показала сходство между китообразными и высшими приматами в природе передачи культурного поведения.