Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Дельфины обладают рекордно долгой памятью

08 августа 2013
/upload/iblock/6b5/6b5939b0f84d5f28aef527faf08fa939.jpg
Дельфины известны своими интеллектуальными способностям и сложной социальной структурой. На снимке - дельфин афалина.
Фото: НАСА
Согласно результатам недавнего исследования, самой долгой социальной памятью среди животных обладают дельфины: они способны помнить голоса старых знакомых на протяжении более двух десятков лет.
В дикой природе дельфины не имеют жесткой привязки к семейной группе; они могут появляться и затем снова исчезать на любой срок. Для того чтобы не запутаться в своих социальных связях, каждый дельфин имеет индивидуальные «позывные», по которым его может узнать группа. Максимальная продолжительность жизни дельфина может достигать 50 лет при средних показателях около 20 лет. Ученые решили выяснить, как долго эти млекопитающие способны помнить индивидуальные «позывные» других дельфинов. Исследованием занимались биологи из Чикагского университета (США) под руководством Джейсона Брука. В течение нескольких лет ученые записывали звуковые сигналы у афалин, живших в зоопарках и на биостанциях. В эксперименте участвовало 43 особи различных возрастов: от 4-месячных до 47-летних. При этом все дельфины время от времени перевозились из одного места в другое; срок «разлуки» у различных пар и групп варьировался от нескольких месяцев до двух десятилетий. Затем дельфинам проигрывались чужие голоса, и ученые сравнивали реакцию. Оказалось, что звуки незнакомых афалин одинакового с ними возраста или пола оставляли подопытных равнодушными, тогда как даже небольшое вкрапление голоса старого знакомого заставляло дельфинов реагировать. Они подплывали к динамику и пытались вступить в контакт. Помнят дельфины не только голос друга или члена семьи, но и характер их отношений. Так, самка приводила детеныша послушать голос их отца, а взрослые самцы, услышав «позывные» других самцов, бывших когда-то конкурентами, проявляли агрессивную реакцию. И, наконец, главным открытием стали сроки памяти у дельфинов: до 20,5 лет. Это – рекордно высокий результат; дольше хранит воспоминания только человек. Вместе с тем, ученые отмечают, что другими кандидатами на хорошую память являются шимпанзе и слоны, но в этой сфере столь многолетних и глубоких исследований пока никто не проводил.