Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Дельфины помогают людям ловить рыбу: видео

03 октября 2017
/upload/iblock/1c9/1c9f512cebd5e16e0b2b884d8fdcbae6.jpg
Фото: Fábio Daura-Jorge/Federal University of Santa Catarina
/upload/iblock/f5b/f5b2dbc37dcac1c8ad4f81908b0d71b9.jpg
Фото: Animal Planet/YouTube
Люди, живущие в муниципалитете Лагуна на юге Бразилии, извлекают практическую пользу от соседства с дельфинами: эти животные помогают им ловить рыбу. В свою очередь дельфины тоже кое-чему научились у людей.
Биологи из Федерального Университета Санта Катарина на протяжении многих лет изучают поведение дельфинов-афалин из бразильской Лагуны. Живущие здесь морские млекопитающие активно сотрудничают с человеком, «работая» в команде. Сначала дельфины гонят косяки кефали в сторону рыболовных судов или берега, а затем с помощью кивков или ударов хвостом о поверхность воды сигнализируют людям о том, куда следует забрасывать сети. Сами они тоже не остаются голодными: рыба, не попавшая в сети, плывет прямо им в пасть. Подобные случаи зафиксированы в Мьянме, Мавритании и Австралии, но только в Лагуне это происходит на постоянной основе и уже давно. Здесь дельфины помогают людям по меньшей мере 120 лет: первое документальное свидетельство относится к XIX веку, но когда началось это сотрудничество, никто не знает. Правда, помощь рыбакам оказывают не все дельфины, живущие в акватории Лагуны. По какой причине животные выбирают ту или иную модель взаимоотношений с человеком, ученые установить не смогли, однако они нашли прямую связь между «командной работой» и социальным поведением дельфинов. Выяснилось, что «сотрудничающие» образуют крепкие семьи и проводят друг с другом больше времени, чем дельфины, не помогающие рыбакам. Биологи объясняют это необходимостью передавать знания из поколения в поколения: точно так же, как это делают люди. Кроме того, дельфины, судя по всему, научились у людей ряду звуков. В целом, все дельфины на планете имеют свой «акцент», но он различается от региона к региону, а в пределах одной акватории дельфины испольщуют общий язык. В Лагуне же те животные, которые помогают человеку, «говорят» иначе, чем «дельфины-эгоисты»: в их речи реже используются восходящие последовательности свистков. Узнайте о языке дельфинов больше.