Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

День экодолга 2020: пандемия не поможет человечеству отдать долг природе

WWF России
05 июня 2020
11874700864_9948315f52_k.jpg
Фото: Randy / Flickr
День, когда человек исчерпает все ресурсы, созданные планетой за год, в 2020 году настанет 22 августа. Об этом 5 июня объявила Глобальная сеть экологического следа (GFN).

Всемирный день экологического долга показывает, насколько человек перерасходовал то, что у него есть, и взял в долг у планеты и будущих поколений.

Чтобы определить День экодолга, специалисты GFN сравнивают скорость потребления биоресурсов человеком (экологический след человека) со способностью планеты восстанавливаться.

Чем раньше наступает день экодолга, тем больше мы задолжали планете и будущим поколениям, и наоборот, чем ближе к концу года смещается дата, тем долг меньше. В этом году он наступит 22 августа.

Этот год выдался особенным, и, конечно, это отразилось на экоследе. С одной стороны, жители Земли, как минимум, два месяца не путешествовали, не пользовались транспортом, чтобы добраться до работы, не посещали торговых и развлекательных центров, не ходили в кафе и рестораны. Кажется, будто за это время природа должна была отдохнуть и восстановиться. Но сложная экономическая ситуация уже становится поводом для запросов со стороны крупного бизнеса о снижении экологических требований. Недостаточный экологический и уже климатический контроль приводит к серьезным катастрофам – две трагедии в Красноярском крае являются исчерпывающим аргументом против таких послаблений.

28702740771_e9f1aeede8_o.jpg
Global2000 / Flickr «Следующий, пожалуйста!» (нем.) Постер ко Дню экологического долга в 2016 году.

«Во влиянии пандемии на природу не может быть ничего хорошего. Это такой же стресс для планеты, как и для людей, — объясняет Михаил Бабенко, директор программы Зеленая экономика WWF России. — Представьте, что кто-то решил привести себя в форму и задался целью сбросить лишние килограммы при помощи стресса или отравления. Такие меры, может быть, и помогут стать стройнее, но точно не пойдут на пользу организму, и вряд ли будут долгосрочными. С экосистемами также. Только планомерные и устойчивые шаги человечества навстречу природе могут быть эффективными. Не вынужденная остановка производства, а продуманные и технологичные меры, позволяющие снизить его нагрузку на окружающую среду. Не вынужденная потеря рабочих мест на предприятиях, которые добывают, перерабатывают или используют ископаемое топливо, а плавный переход на зеленые источники энергии, который в последствии создаст и новые рабочие места. Не вынужденное сокращение потребления энергии для производства, а плавный переход на энергоэффективные технологии и так далее».

Перепотребление человечеством ресурсов планеты ведет к деградации окружающей среды, результатом чего становится опустынивание, снижение биоразнообразия, истощение плодородного слоя почв и т.д. Помочь сократить долг перед планетой и будущими поколениями может только осознанное и бережное отношение к природе и ее богатствам.