National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Природа

"Дикость" лошади Пржевальского поставлена под сомнение

26 февраля 2018
/upload/iblock/30e/30e50c504ad33c4ca1682b8ab12e00ac.jpg
Фото: Claudia Feh/Wikipedia
/upload/iblock/848/84817ffbe6af4f8b50151c310af9a9a1.jpg
Фото: Jairo S. Feris Delgado/Wikipedia
На основе анализа ДНК ученые выяснили, что в наши дни полностью диких лошадей не существует – все виды, живущие в дикой природе, являются одичавшими потомками одомашненных животных.
В конце последнего ледникового периода, 10 000 лет назад, в Европе и Азии паслись миллионы животных вида дикая лошадь (лат. Equus ferus). Последующее изменение климата и вытеснение степей лесами уменьшило количество пастбищ, что сказалось на их популяции. Кроме того, их активно истребляли первобытные охотники. Затем человек решил приручить лошадей, и самой древней культурой, открывшей для себя пользу этих животных, считается ботайская, которая существовала 5,7-5,1 тысяч лет назад на севере современного Казахстана.

Одомашнивание лошадей позволило вывести экономику на новый уровень: появились новые способы ведения войны, развития сельского хозяйства и распространения культурных элементов, включая языки, на более широкие территории. При этом диких лошадей в природе становилось все меньше, и до наших дней дошел только вид лошадь Пржевальского (лат. Equus przewalskii caballus): исследователи не находили в ее геноме следов смешивания с домашними породами. На основании этого делался вывод о разделение двух линий лошадей.

Новое открытие заставляет переписать эту главу в истории эволюции животных. Международная группа ученых провела анализ генома 42 лошадей, живших 5000-1000 лет назад в Евразии, в том числе ДНК из останков ботайских коней. Кроме того, в исследовании были учтены уже опубликованные геномы 46 лошадей, населявших Землю в период 42,8-5,1 тыс. лет назад. Сравнив все эти данные с ДНК современных лошадей, специалисты построили филогенетическое «семейное» древо.

В результате выяснилось, что лошади, жившие в Евразии на протяжении последних 4000 лет, включая современные породы, почти не связаны с ботайскими: соответствие их геномов не превышает 2,8%. Исходя из этого, ученые делают вывод о том, что на каком-то этапе домашних ботайских лошадей вытеснили дикие неизвестного происхождения, а затем люди уже вторично одомашнили этот вид животных.

И это же открытие, позволив проследить генеалогическую цепочку лошадей Пржевальского до ботайских лошадей, показывает, что и они являются потомками одомашненных непарнокопытных. Таким образом, у последнего современного вида лошадей, считавшегося диким, нашлись «домашние» предки, а это значит, что полностью диких лошадей на планете не осталось.

Род лошадей включает в себя семь видов: дикая лошадь (Equus ferus), кианг (Equus kiang), кулан (Equus hemionus), дикий осёл (Equus asinus), горная зебра (Equus zebra), пустынная зебра (Equus grevyi) и бурчеллова зебра (Equus quagga). В приведенном выше исследовании речь идет только о диких лошадях (Equus kiang).

Узнайте, где находится остров диких лошадей.