Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Долгоносик – крохотный убийца деревьев

13 февраля 2018
/upload/iblock/99f/99f722452253e50b07a4fa1ff1d2c8bf.jpg
/upload/iblock/387/38707a3aef741bddf92d44c0cd2af1db.jpg
Фото: gailhampshire/Flickr.com
/upload/iblock/635/6350983c9ba05322f140bdbf6ac3f323.jpg
/upload/iblock/477/477d38c5b8cecce152d59d03e5eba77d.jpg
Фото: Denis Shchepetov
Скромных размеров жуки за короткий срок могут уничтожить весьма крупные растения. С ними непросто бороться; больше того – сам человек невольно помогает долгоносикам распространяться по планете.
Долгоносики, или слоники (лат. Curculionidae) — одно из крупнейших семейств жуков, насчитывающее более 50 тысяч видов. Оба имени насекомым даны из-за их характерной черты – вытянутой передней части головы (головотрубка). С ее помощью они питаются почти всеми видами растений, причиняя огромный урон и сельскому хозяйству, и дикой природе.

Список их естественных врагов насчитывает 50 видов: это мелкие хищники, нематоды, грибы и другие организмы. Однако плодовитость жуков в сочетании со скрытным образом жизни позволяет им все активнее увеличивать свою популяцию, распространяясь по планете.

В конце XX века в Европе появился красный пальмовый долгоносик (лат. Rhynchophorus ferrugineus). Родина этого жука – Юго-Восточная Азия; их «переезд» происходит при транспортировке растительного сырья из одного региона в другой.

На Балканах красного долгоносика впервые заметили в 2011 году, и всего за несколько лет насекомое смогло уничтожить огромное количество деревьев.
/upload/iblock/48b/48b60d68b9864e295995104ab5c4e0bc.jpg
Denis Shchepetov Сруб здоровой пальмы / Остатки съеденного дерева (Черногория).
Красный пальмовый долгоносик, вырастающий до 50 мм – один из самых крупных представителей семейства. Самка откладывает до 350 яиц на вершину пальмы. Спустя 7 дней личинки проникают внутрь ствола и начинают поглощать растительные ткани, разрушая сердцевину и уничтожая точку роста.
/upload/iblock/b80/b80bbd3096a1f75d016e7da58a482a4a.jpg
Katja Schulz / Flickr.com

Спустя 3-4 месяца личинка становится куколкой, и еще через 21 она превращается во взрослого жука.

За свой жизненный цикл долгоносики полностью уничтожают стволы пальм – даже взрослых крупных деревьев возрастом около 100 лет.

Сложность борьбы с этим вредителем заключается в том, что его тяжело обнаружить. Если заметить кладку яиц вовремя – дерево можно обработать инсектицидом. Но после того, как жук поселился внутри пальмы, уничтожить его практически невозможно.

Кроме того, дерево, пораженное личинками, довольно долго выглядит вполне здоровым. Лишь за 2-3 месяца до своей гибели ствол пальмы начинает медленно сгибаться, ее центральная розетка усыхает, а листья меняют цвет; на этой стадии дерево уже не спасти. Узнайте, почему в США поставили памятник этому жуку-вредителю.

Почему гибнут леса