Журнал №192, сентябрь 2019
Природа

Дожди из пластика в Скалистых горах и Пиренеях, или Что нашли в каплях воды

National Geographic Россия
15 августа 2019
Пластиковые частицы в дождевых пробах
Фрагменты пластика в дождевых пробах. Красным обведены образчики из Лох Вейл. В подписях к снимкам – кодовое обозначение места сбора пробы, дата и степень увеличения линз микроскопа.
Фото: US Geological Survey Open-File Report
Частицы синтетики нашли в пробах осадков – и не в мегаполисах, а в диких уголках США и Европы.

Пару лет назад геологическая служба США изучала образцы дождевой воды на предмет загрязнения азотом, но обнаружила в них другие примеси – микроскопические нити и частицы пластика.

На коллаже выше видны частицы самого разного происхождения: от хитиновых чешуек насекомых до песчинок. Однако многие из них – 100% антропогенного происхождения.

В отчёте команды под названием «Дождь из пластика» говорится, что фрагменты микропластика были обнаружены на 90 процентах фильтров, которыми очищали образчики дождевой воды, собранные с зимы по лето 2017 года в восьми разных уголках штата Колорадо. Один из участков, Лох Вейл, находится на высоте 3159 метров над уровнем моря в Скалистых горах, а до ближайших городов вроде Боулдера –  не меньше 40 км.

Screen Shot 2019-08-15 at 16.58.36.png
Точные координаты и коды мест, где были собраны пробы.

«Команда нашла нити из пластика. Они выглядят подозрительно, как микроволокна из синтетических материалов. Самый распространенный цвет фрагментов – синий, но встречались также и красный, серебристый, фиолетовый и зеленый», – говорится в отчете.

Эти наблюдения были сделаны случайно, но они перекликаются с выводами, сделанными французами: исследуя водоёмы в Пиренеях, они обнаружили 249 фрагментов твёрдого пластика, 73 плёнки и 44 нити. Как и находки из Колорадо, они не видны невооружённому глазу. Учитывая размеры частиц (300-750 микрометров), учёные предположили, что синтетические загрязнители могут преодолевать около 95 км вместе с воздушными массами и накапливаться в водоёмах во время осадков.