National Geographic №194, ноябрь 2019

Взрослое дерево гинкго.
/upload/iblock/8c3/8c3d65575dbe6b3c3dc10942300544fa.jpg
Гинкго двулопастный осенью.
/upload/iblock/37c/37c32c2d3687dc27e755620f5f8b31ec.jpg
Ископаемый лист гинкго двулопастного эпохи эоцена (55,8 — 33,9 млн. лет назад).
Гинкго двулопастный – самый древний вид дерева, сохранившийся до наших дней.
Гинкго двулопастный (Gnkgo bilba) – настоящее «живое ископаемое». В дикой природе оно произрастает только на востоке Китая. Однако 200 млн. лет назад оно было распространено по всей планете, особенно в Северном полушарии, в районах с умеренным климатом и высокой влажностью. В Сибири юрского и раннего мелового периода растений класса гингковых было так много, что их остатки встречаются в большинстве отложений тех периодов. По убеждению исследователей, осенью того времени земля была буквально покрыта листьями гинкго, словно ковром! Тогда существовало 50 видов растений из класса гинкговых, а сегодня только один. Впрочем, дикая форма даже этого вида в скором времени может исчезнуть. Ведь гинкго двулопастный произрастает лишь в двух небольших районах Китая, которые сегодня активно возделываются человеком. Именно поэтому гинкго присвоен статус «вымирающий вид». При благоприятных условиях гинкго вполне может прожить более 1000 лет. Оно устойчиво к промышленному задымлению воздуха и к различным грибковым и вирусным заболеваниям, а кроме того, редко поражается насекомыми. Дерево может достигать в высоту 30 метров, его ствол - 3 метров в диаметре. Оно имеет пирамидальную форму кроны, которая с возрастом становится ещё более пышной. А его листья своей формой напоминают листья древних папоротников. Об этом дереве говорится в китайских книгах 17 века. С того же времени в Китае, Японии и Корее гинкго двулопастного стали считать священным деревом и символом выносливости и долголетия. В 1730 году древнейшее дерево завезли в Европу и посадили в Миланском ботаническом саду, а приблизительно через 50 лет его завезли в Северную Америку. После этого гинкго начали культивировать, и растение стало появляться в садах и парках по всему миру. Любопытно, что в 18 веке интересовавшийся ботаникой поэт Гете даже написал стихотворение об этом дереве. Читайте также наш «Факт дня» о другом древнем дереве - Великом баньяне.