Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Древний паук не умел плести паутину

31 марта 2016
/upload/iblock/cd7/cd7689574849a59ef1db0ed323b6e683.jpg
Фото: Muséum National d’Histoire Naturelle
/upload/iblock/40e/40e0a83feddb0e5e8c1906078198544f.jpg
Фото: Muséum National d’Histoire Naturelle
В древних каменных породах на востоке Франции найдены прекрасно сохранившиеся останки ископаемого животного отряда пауков. Существо, жившее около 300 миллионов лет назад, еще только училось плести паутину.
Окаменелости ископаемого неизвестного животного были обнаружены на территории муниципалитета Монсо-ле-Мин в 1980-х годах и переданы в парижский Национальный музей естествознания. Его лапы и передняя половина тела были заключены в камень, потому для установления видовой принадлежности позднее был применен метод компьютерной томографии. Исследования показали, что останки принадлежат отдельному виду пауков, ранее неизвестному. Животное получило название Idmonarachne brasieri: в честь Идмона (отца ткачихи Арахны из греческой мифологии) и погибшего в автокатастрофе оксфордского биолога Мартина Брэзира. Руководитель научной работы палеонтолог Рассел Гарвуд (Russell Garwood) пояснил, что одной из задач было «установить, какое место это существо занимало на эволюционном древе паукообразных». Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B. Ископаемый паук в длину достигает около 1 см; у него широкое брюшко, головогрудь с 8 ногами, а также хелицеры – характерные ротовые придатки пауков, клещей, скорпионов, мечехвостов и им подобных. В отличие от современных представителей вида, у него нет прядильного аппарата, но нет и хвостового отростка, как у архаичных паукообразных. В ходе более ранних исследований уже было установлено, что прядильный аппарат сформировался у этого вида животных не сразу: первоначально они только выпускали шелк. У самых древних арахнид (таких, как жившие 393-252 миллионов лет Uraraneida) он производился в хвостовой части, но этот материал они использовали в качестве затычки для нор или утепления кладки. У современных пауков прядильный аппарат состоит из внешних образований — паутинных бородавок, и из внутренних органов — паутинных желез. Три пары паутинных бородавок, имеющих множество отверстий, расположены у заднего конца брюшка. Из каждого отверстия выделяется капелька клейкой жидкости, которая при движении паука вытягивается в тончайшую нить. Idmonarachne brasieri уже не имеет «хвоста», но еще не отрастил паутинные бородавки. Таким образом, это животное является переходной стадией между ранними паукообразными и современными ткачами паутины. Смотрите, как плетется паутина в наши дни.