Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Эффект плацдарма: как муравьи захватили мир

10 мая 2018
/upload/iblock/776/7762824163fc3b826cbe3cbee896bd99.jpg
Фото: Александр Александров
/upload/iblock/f3a/f3a025740ba3814af04d4936f44550e9.jpg
Фото: TheCoz/Wikipedia
/upload/iblock/ee3/ee35b6e8554eda0ecb01b324b307668f.jpg
Фото: Lamiot/Wikipedia
/upload/iblock/95f/95fb2be79f2ddb46c5c826b1ad93f2b3.jpg
Фото: James Wetterer/Wikipedia
Муравьи относятся к числу самых инвазивных видов на планете. Международная группа биологов изучила пути их распространения.
Инвазивными (или инвазионными) называются виды растений и животных, которые не просто распространяются по планете вследствие деятельности человека, но и наносят вред локальным экосистемам. В Новую Зеландию случайно были завезены крысы и другие хищники, и теперь они активно уничтожают коренных представителей фауны. В США инвазивные золотые рыбки оказались врагами остальных обитателей водоемов, Австралию терроризируют португальские многоножки - и это лишь несколько примеров.

Активнее всего по Земле расселились муравьи: в наши дни встретить их можно на всех континентах, кроме Антарктиды. На их примере ученые попытались понять механизмы и пути распространения пришлых видов. Науке известно 14 000 видов муравьев. При этом 241 вид не живет на своей исторической территории, не причиняя ей особого вреда, и еще 19 видов являются инвазивными.

Изучая продвижение муравьев по планете, биологи из Франции, Швейцарии и Новой Зеландии открыли «эффект плацдарма». Оказывается, для последнего столетия характерно «вторичное вторжение», то есть муравьи переселяются на новую землю не из своих родных мест, а из тех, куда сначала сами попали впервые.

Ученые проанализировали 4533 случая переноса муравьев в США и Новую Зеландию с помощью морского и воздушного транспорта. Выяснилось, что за период с 1914 по 2013 годы в США появился 51 вид муравьев-пришельцев, а в Новой Зеландии — 45 видов. При этом в большинстве случаев (75,7% для США и 87,8% для Новой Зеландии) чужеродные муравьи приехали из тех стран, где они сами были гостями.

Причиной столь активного «вторичного вторжения» стала глобализация торговли и индустрии путешествий. Это открыло широкие пути для межконтинентального расселения многих видов: попав в крупный транспортный узел, животное или растение может направиться сразу по нескольким маршрутам. Эта тенденция будет только нарастать: с развитием международных перевозок чужеродные виды получили значительно большие, чем в прошлом, возможности для путешествий.

Узнайте о пришлых видах, которые пошли на пользу новым экосистемам.