Но есть и хорошие новости!
Природа

Ехидны выживают благодаря спячке

26 апреля 2016
/upload/iblock/278/27815b59be1249abed8ce3fa14e50db3.jpg
Фото: JJ Harrison/Wikipedia
/upload/iblock/a4f/a4f1c259ab8ba3fcf1e4993236c8812b.jpg
Фото: patrickkavanagh/Flickr.com
/upload/iblock/5d1/5d1391fe5e143545c17a128ebd8b3a26.jpg
Фото: Steve Shattuck/Flickr.com
Ехидны известны своей способностью впадать в спячку в условиях голода и понижения температуры. Теперь ученые установили, как эта особенность помогла им выжить после удара астероида около 65 миллионов лет назад.
Исследование проводила научная группа, объединяющая ученых из нескольких университетов Австралии. В задачу входило изучение поведения животных в экстремальных условиях – в частности, во время пожаров, которые часто происходят в этой стране. Департамент парков и дикой природы Австралии нередко проводит контролируемые пожары: с их помощью можно удерживать распространение огня на огромные территории, как это бывает в случае самопроизвольных возгораний. Весной прошлого года перед одним из таких контролируемых пожаров ученые поместили датчики на десять австралийских ехидн (Tachyglossus aculeatus). Пять из них жили в области, где должно бушевать пламя, и еще пять – на расстоянии 30 километров. Общая площадь пожара составила 227 га; наблюдать за ехиднами ученые начали за три недели до этого события и завершили спустя месяц. Перед пожаром динамика температуры тела и поведение ехидн из обеих контрольных групп не отличались. Во время активного горения животные прятались в убежищах, но одно из них погибло. У ученых нет ответа на вопрос, почему ехидны не убежали, едва почувствовав дым. Их температура тела на тот момент понизилась с обычных 30-32 ºC до 23ºC, что может объясняться погружением в сон, но не объясняет подобную реакцию организма на опасность. На следующую после пожара ночь двигательная активность выживших ехидн еще больше снизилась, и они погрузились в спячку разной продолжительности: одно животное спало урывками с максимумом до 18 часов подряд, у других верхний показатель достигал 123 часов. Те ехидны, которые обитали на свободной от огня территории, свое поведение не изменили. После того, как «ехидны-погорельцы» проснулись, они все равно остались на своих привычных местах: несмотря на то, что насекомых и других источников пищи здесь стало значительно меньше, они не стали увеличивать область поиска пропитания. Нехватку еды они компенсировали замедлением своей физической деятельности и более длительными периодами отдыха. По мнению специалистов, такая верность своей территории объясняется привязанностью к жилищу. Ехидны живут в укрытиях: под корнями, камнями, в дуплах упавших деревьев. И если насекомые рано или поздно вернутся, то удобное дупло найти не так просто. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B. Ранее было известно, что периоды спячки позволяют ехиднам переживать похолодание и нехватку еды в зимний период. Тот факт, что они засыпают и при условиях экстремально высоких температур, расширяет знания об их поведении. Это, в свою очередь, позволяет понять, как ехидны пережили одну из величайших катастроф в истории Земли: после удара астероида около 65 миллионов лет назад произошло массовое вымирание большинства видов животных, однако ехидны свое существование продолжили. Узнайте о новой версии вымирания динозавров.

Кто такие проехидны?

Родившиеся в неволе ехидны впервые в мире принесли потомство

Калан

Где калан, а где сивуч? Сыграйте в нашу угадайку!