Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Европейская водяная блоха уничтожает американские озера

24 марта 2016
/upload/iblock/9e1/9e14d9b4461730972e8f0fcdb11ac77b.jpg
Фото: NOAA/Wikipedia
/upload/iblock/232/2320d8c4c4a12f6ea9681d9166439939.jpg
Фото: NOAA/Wikipedia
/upload/iblock/08d/08d05632a8586570941ef8e2332088aa.jpg
Озеро Мендота в прошлом
Фото: Wikipedia
Крупнейшие водоемы США страдают от крохотного врага: 15-миллиметровой водяной блохи, которую сюда занесли суда из Европы.
Американские биологи, изучающие водные экосистемы, обнаружили проблему, вызванную вторжением инвазионного вида: представителя ветвистоусых ракообразных Bythotrephes longimanus (Битотреф длиннорукий). Этих пресноводных планктонных рачков рода дафнии (Daphnia) также называют «водяными блохами». По мнению исследователей, эти животные более тридцати лет назад были завезены в балластной воде судами, прибывавшими в Северную Америку из Европы и Азии в Великие озера, а затем они распространились и в другие американские водоемы. Не имея здесь естественных врагов, битотреф длиннорукий успешно прижился и принялся уничтожать местную фауну: планктон, который питается водорослями. В результате только в озере Мендота (штат Висконсин) прозрачность воды с 2009 года уменьшилась на метр. Итоги научной работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences; ее авторы говорят о том, что вред, причиненный чужеродными рачками за последние 30 лет, гораздо существеннее, чем считалось до сих пор. Общий ущерб экономике страны они оценивают в $140 млн. Ученые также рассмотрели различные модели, которые могли бы восстановить экосистему озер в штате Висконсин. Главной бедой являются водоросли: их объемы увеличиваются на фоне уменьшения численности питающегося ими планктона. Активному росту водорослей способствует фосфор, в больших количествах попадающий в водоемы вместе с канализационными сточными водами. Мероприятия по очистке вод и предотвращению их дальнейшего загрязнения фосфором оцениваются в сумму около $163 млн. Однако если случаи перемещения инвазивных видов в Мендоту и другие озера будут повторяться, помутнение некогда кристально чистых водоемов уже будет не остановить. Смотрите, как цветут Великие озера.

Байкалу угрожают водоросли