National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Рыбы

Как понять, что ваша гуппи сердится?

05 июня 2018
/upload/iblock/b0e/b0e6a265a9d235be989b22a957e8a177.jpg
Фото: biubiu_tina/Instagram
/upload/iblock/dfb/dfb5ab724052c9684a50fa69142274e7.jpg
Фото: Mihnea Stanciu/Flickr.com
/upload/iblock/b64/b64a00e90212c9d31491d4c60a72876c.jpg
Фото: davidsudyka/Instagram
Международная группа ученых под руководством биологов из Эксетерского университета изучала способность рыбок гуппи выражать эмоции через смену цвета глаз.
Некоторые представители фауны умеют менять цвет своих глаз в зависимости от обстоятельств. Северные олени делают это вслед за сменой времен года, что помогает им адаптироваться к переходу от почти полной темноты полярной ночи к слепящему свету дня. Известны такие способности и среди рыб, но точные причины, как и механизм действия, оставались малоизученными.

Для более глубокого понимания вопроса биологи провели лабораторные эксперименты с участием рыбок гуппи (лат. Poecilia reticulata). В основе лежало предположение о том, что смена цвета глаз связана с необходимостью проявить агрессию: в борьбе за пищу или при защите. В аквариум к настоящим рыбкам подсаживали роботизированных гуппи среднего размера, запрограммированных на различные конфликтные ситуации – в частности, на то, чтобы отбирать у соперников пищу.

По результатам наблюдений выяснилось, что смена цвета глаз действительно провоцируется агрессией, притом реакция следует не позднее, чем через 3 секунды. И самки, и самки, заметив чужака, превращали свои глаза из серебристых в черные, и это позволяло сородичам даже на расстоянии узнать о появлении проблемы. При этом от эмоций к действиям гуппи переходили только в том случае, если противник был мельче или имел сопоставимые размеры. С крупными врагами они в схватку не вступали, но свое сердитое настроение все равно показывали.

Подводя итоги, биологи отмечают, что точные механизмы этого поведения еще не раскрыты. Но и предварительные выводы открывают широкое поле для научной деятельности: передача сигнальной информации с помощью глаз – новое поле для исследований.

Узнайте об интеллекте аквариумных рыбок.