Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Рыбы

Повышенная температура океана стимулирует генетическое разнообразие рыб

11 февраля 2020
12131346393_afa8ec876d_o.jpg
Фото: sammy_mantis/flickr.com
У морских животных больше шансов адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Международная исследовательская группа из Федеральной политехнической школы Цюриха (ETH Zurich) и ряда французских университетов впервые изучила генетическое разнообразие рыб во всем мире. Их исследования позволили создать карту, которая в будущем станет инструментом для сохранения видов и генетического разнообразия. Исследование было опубликовано в Nature Communications.

Ученые отмечают, что в популяциях животных генетическое разнообразие может уменьшиться гораздо быстрее, чем разнообразие видов в связи с различными стресс-факторами: болезнями, изменением среды обитания или климата и тому подобными событиями. Созданная карта зафиксировала нынешнюю генную картину в морях и пресноводных водоемах. Эксперты также определили природные факторы, от которых зависит генетическое разнообразие.

Исследователи изучили базу данных с более чем 50 000 последовательностями ДНК, взятых у 3 815 морских и 1 611 пресноводных видов рыб. Они поделили водную поверхность на участки по 200 км2 и сравнили их с точки зрения разнообразия генов.

Их анализ показал, что генетическое разнообразие неравномерно распределено среди морских и пресноводных рыб. Наибольшее генетическое разнообразие было обнаружено среди морских рыб в западной части Тихого океана, северной части Индийского океана и Карибского бассейна. Среди пресноводных рыб генетическое разнообразие было наибольшим в Южной Америке и сравнительно низким в Европе.

Ключевым фактором, влияющим на генетическое разнообразие среди морских рыб, оказалась температура: с ее повышением увеличивается и разнообразие. Ключевыми детерминантами биоразнообразия пресноводных рыб оказались сложность структуры их среды обитания и то, как их среда обитания менялась с течением времени.

«Чем разнообразнее генофонд популяции, тем выше их потенциал для адаптации к изменениям окружающей среды», – Лоик Пеллиссье, соавтор исследования и профессор Института наземных экосистем.

Основываясь на полученных данных, Пеллиссье предсказывает, что популяции рыб будут иметь потенциально разные уровни адаптивности в различных областях их ареала. «При создании заповедников эту характеристику необходимо принимать во внимание в отношении местоположения, размера и экологичности», — отмечает Пеллиссье.

По словам ученого, чтобы сохранить биоразнообразие, нужно вести мониторинг генетического разнообразия популяций: «Это единственный путь, позволяющий обеспечить достаточную широту вариаций генетического материала и выживание видов в меняющихся условиях окружающей среды».

Читайте также о возможностях персонифицированной медицины, непрерывно и мгновенно отслеживающей состояние здоровья, предсказывающей риск возникновения раковых заболеваний и других недугов и позволяющей разрабатывать индивидуальное лечение для каждого.

В поисках Немо: рыбы-клоуны находятся в опасности